Интервью с Л.Н. Тутовой

Депутату

Интервью с заместителем председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Ларисой Тутовой.

— Лариса Николаевна, прежде чем коснуться вопросов, связанных с вашей депутатской деятельностью, хочу вспомнить нашу встречу на конкурсе «Учитель года России», финал которого проходил в 2011 году в Туле. Вы тогда стали лауреатом, вошли в почетную когорту самых ярких и творческих педагогов на всероссийском финале этого авторитетного педагогического состязания. Что вам дал конкурс? Какой оставил след в вашей судьбе?

— Конкурс оставил самые приятные воспоминания, подарил яркие впечатления и интересные знакомства. С одной стороны, он стал своего рода экзаменом для меня самой. Позволил подвести итоги многолетней работы в песчанокопской школе № 1 имени Г. В. Алисова в Ростовской области, в которую я пришла первоклассницей и вернулась уже в новом качестве после окончания педагогического института. Здесь когда-то преподавала моя мама, учились муж, дети. Благодаря конкурсу удалось выйти на иной уровень осмысления своего опыта, задуматься о том, куда идти дальше для воплощения новых идей и задумок. Это был старт в будущее, начало дальнейшего роста, как творческого, профессионального, так и карьерного.

— Получается так, что именно конкурс в большей степени способствовал тому, что в вашей профессиональной судьбе произошли такие перемены?

— Соглашусь с вами. Мне представляется, что для каждого участника, а тем более лауреата или победителя, конкурс «Учитель года России» открывает новые горизонты в образовании. Если ты добился признания, успеха, достойно показал свое профессиональное мастерство, проявил лидерские качества, ты можешь и должен делиться своим опытом с коллегами, творить и идти дальше, не останавливаясь на достигнутом. Депутатская деятельность — это новые возможности и ресурсы для достижения важных профессиональных, общественно значимых целей и задач.

— Интересный факт: среди лауреатов того самого Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011 трое стали заниматься законотворческой деятельностью на региональном и федеральном уровнях. Антон Молев возглавляет Комитет по образованию Московской городской Думы, Яна Куприна — заместитель председателя Комитета по социальной политике Законодательного собрания Пензенской области. Вы, Лариса Николаевна, стали заместителем руководителя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ. Общаетесь ли со своими коллегами по конкурсу уже на этом поприще?

— Конечно, мы общаемся и взаимодействуем. Чаще с Яной Куприной, которая в Законодательном собрании Пензенской области занимается социальными вопросами. Встречаемся на различных форумах, съездах, конференциях. Обсуждали, например, вопросы в сфере молодежной политики, за которые я отвечала как председатель профильного комитета в Законодательном собрании Ростовской области. Советуемся, поддерживаем дружеские отношения. Уверена, что и с Антоном Молевым еще не раз встретимся, поскольку нас связывает общая тема — региональная и федеральная системы образования, то, что близко и дорого нам и как депутатам, и как педагогам.

— Какие направления и темы вы непосредственно курируете как заместитель руководителя Комитета Госдумы по образованию и науке? Одним словом, какова сфера вашей ответственности в этом качестве?

— При Комитете по образованию и науке я курирую работу Экспертного совета по соблюдению прав обучающихся. Круг обсуждаемых вопросов многогранен: отсутствие должного штата школьных психологов и медицинских работников в образовательных организациях, ограничение распространения информации о суицидальном поведении несовершеннолетних, отстранение муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав от рассмотрения административных материалов по линии несовершеннолетних, отчисление, перевод обучающихся из образовательных организаций без согласования с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и другие вопросы. Также в сфере моей ответственности комитетская работа, связанная с решением социальных вопросов, проведением значимых мероприятий и конкурсов, таких как, например, «Педагогический дебют» и «Воспитатели России».

В январе этого года «Единая Россия» поручила мне координировать федеральный партийный проект «Детские сады — детям». Будучи координатором проекта на региональном уровне и занимаясь им уже три года, могу назвать его одним из самых успешных и удачных. Этот проект существует уже порядка семи лет и на данный момент охватывает 85 регионов. Назову цифры. Построено свыше 5000 детских садов, благодаря которым более 1 млн детей получили доступ к качественному дошкольному образованию. Более 7 миллионов детей дошкольного возраста охвачены различными его формами. По данным Минобрнауки России, в целом доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет по стране на сегодняшний день составляет 99%, для детей до 3 лет — 74,5%, что на 20% больше, чем на момент начала проекта. Оснований для продолжения данного проекта более чем достаточно, поскольку необходимо обеспечить семьи, имеющие детей до 3 лет, местами для присмотра и ухода в дошкольных образовательных учреждениях или поддержкой через систему консультаций и коротких образовательных программ. Есть вопросы по развитию инклюзивного образования, в том числе разработка адаптационных программ для детей с ОВЗ. Есть проблемы в связи с необоснованным повышением родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях и многие другие.

— Что вам дал опыт работы в Законодательном собрании Ростовской области? Какие инициативы вашего региона могут быть полезными для всей страны, как они востребованы на федеральном уровне?

— Первый опыт законотворческой деятельности, приобретенный в Законодательном собрании Ростовской области, весьма полезен и продуктивен. Под руководством старших коллег я пыталась инициировать законопроекты, и некоторые из них были приняты и включены в законодательство Ростовской области. Законы о патриотизме, о молодежной политике. Принимала непосредственное участие в их разработке при поддержке коллег из комитета. Они приняты после широкого обсуждения, что очень важно и ценно. Кроме того, в Ростовской области урегулированы и успешно работают законы, аналогов которым пока нет на федеральном уровне. Например, о студенческих отрядах, о поддержке добровольческой деятельности, о поисковой деятельности.

— Лариса Николаевна, в статусе депутата Государственной Думы вы уже несколько месяцев. Какие вопросы уже удалось решить или обозначить как приоритетные, наметить пути их реализации? Что было самым существенным и принципиально важным в этом первоначальном периоде вашей работы в новом качестве?

— В первую очередь вместе с коллегами я впервые участвовала в утверждении федерального бюджета. Сейчас занимаемся разработкой важного для нашего общества законопроекта о патриотизме. Обсуждали этот вопрос на парламентских слушаниях, где, в частности, была сделана оценка масштаба движения «Бессмертный полк», участниками которого стали 16 миллионов человек только в России, а к самой акции присоединились еще 70 стран. Обобщив опыт патриотических акций и патриотического воспитания, мы пришли к выводу о том, что необходимо выработать единый подход к патриотическому воспитанию, определить полномочия органов власти и муниципалитетов. Конечно, закон не заставит человека полюбить Родину, но позволит создать условия для патриотического воспитания наших граждан, скоординировать усилия тех, кто занимается этим важным направлением. Уже прошла серия круглых столов на разных уровнях, сформирована рабочая группа, которая занимается разработкой данного законопроекта.

Также мы вышли с инициативой о прекращении информационных суицидальных войн. Вместе со мной в состав рабочей группы под руководством Ирины Анатольевны Яровой вошли Максим Щаблыкин, Виктор Водолацкий, и скорее всего в ближайшее время наши предложения будут утверждены.

— Лариса Николаевна, помогают ли профессиональные учительские навыки, умения, педагогический опыт в парламентской деятельности? Если да, то каким образом?

— Будучи учителем истории и обществознания, я старалась учить своих ребят осмысливать великие свершения прежних лет, анализировать исторические ошибки. И все это для того, чтобы они понимали причины и следствия событий, искали и находили связь времен, поступков, деяний, проводили аналогию с днем сегодняшним. В этом смысле мой более чем двадцатилетний педагогический стаж работы в школе оказался весьма полезным для законотворческой деятельности. Депутату необходимо тонко чувствовать время, настроения людей, глубоко проникать в суть происходящих в стране процессов и перемен, чтобы его решения были адекватными, а действия максимально эффективными. Депутат сродни учителю и врачу. Не навреди! Вот важный принцип для всех нас. И еще. Мы в ответе, говоря словами Экзюпери, за тех, кого приручаем. Учителя — за детей. Депутаты — за избирателей. Чувство повышенной ответственности я также унаследовала от базового педагогического образования. Особенно в работе с людьми, во время приема граждан, в период, когда я приезжаю к своим избирателям в свой регион.

— Кстати, о работе в регионе. Недавно в рейтинге российских парламентариев, созданном в 2016 году, который определяет «коэффициент полезности» депутатов, вы заняли почетное место. Расскажите, пожалуйста, об этом.

— В этом интегральном рейтинге есть несколько индексов экспертной оценки, одна из которых связана с работой депутата в регионе. Здесь учитываются такие критерии: работа с жителями, с властью, с элитами. Три представителя от «Единой России», избиравшихся по одномандатным округам, получили высокие оценки экспертов за работу в регионах. Мне приятно, что я вошла в их число. В самом деле, в современной политической системе доверие общества к законодательной власти требует постоянного подтверждения ожиданий граждан. Депутат как связующее звено между властью и обществом обязан активно взаимодействовать со своими избирателями, решать их насущные проблемы, реагировать на запросы и жалобы.

За прошедший период мне удалость провести большое количество встреч и бесед. Общие проблемы для всех районов, которые поднимают в своих обращениях граждане, — это вопросы обеспечения жильем, переселения из ветхого и аварийного жилья, вопросы деятельности коммунального хозяйства, ремонта жилого фонда, недостаточного отопления, плохого водоснабжения, некачественного асфальтирования дорог.

Граждане приходят с вопросами патриотического и нравственно-этического воспитания подрастающего поколения, встречаюсь в каждую региональную неделю с педагогами в районах.

— И вновь возвращаясь к вашим личным достижениям на конкурсе «Учитель года России», хотелось бы узнать, согласны ли вы с мнением о том, что профессиональные педагогические конкурсы все активнее становятся инструментом или механизмом повышения престижности профессии, что они влияют на творческий, профессиональный рост учительства в целом?

— Безусловно, профессиональные конкурсы в образовании становятся все более востребованными и популярными. Конкурс «Учитель года России» в этом отношении имеет особый статус, высокие, социально и общественно значимые результаты. Он самый продолжительный по времени своего существования, наиболее авторитетный, признанный в педагогическом сообществе. Этот конкурс задает вектор развития образования, показывает все новое и лучшее в нашей отрасли. Можно сказать, что он оказывает влияние прямо или опосредованно и на качество образования, ведь сама подготовка к нему позволяет учителю расширить и приумножить свои знания, компетенции, овладеть новыми образовательными технологиями, систематизировать свой собственный опыт. Учитель просто обязан, выходя на широкую аудиторию и публично представляя свой опыт, хорошо разбираться в том, что происходит сегодня в системе образования. Поднимая планку в профессии, ты начинаешь по-другому мыслить, использовать в практике новые подходы, творчески переосмысливать опыт других, а значит, лучше учить и воспитывать учеников, правильно ориентировать их, помогать искать и находить им свой путь к знаниям.

Важно понимать, что конкурс не заканчивается подведением итогов — это только начало пути. Многие прошедшие через конкурс в дальнейшем либо оттачивают мастерство в своей специализации, либо совершенствуются, переходят в другой, более высокий статус. Существует много примеров, когда участники конкурса становились руководителями региональных отделов образования, депутатами или директорами школ, создавали свои авторские педагогические программы, которые транслировали на территории страны. Именно от этих учителей исходят те инновации, которые востребованы в педагогике. И здесь хочу особо отметить роль «Учительской газеты», которая на протяжении многих лет стимулирует учителей к участию в профессиональных состязаниях, активно развивает конкурсное движение в нашей стране, оказывает организационную и информационную поддержку педагогическим конкурсам, всем творческим педагогам, благодаря которым наша школа живет и успешно развивается. Желаю газете и далее оставаться в авангарде этого большого и нужного всем нам в образовании профессионального конкурсного движения.

— Спасибо, Лариса Николаевна, за добрые слова в адрес «Учительской газеты» и за интервью. Мы желаем вам успехов и достижений в новом и ответственном государственном деле!

Досье «Учительской газеты»

Лариса Николаевна Тутова, депутат Государственной Думы седьмого созыва по Ростовскому одномандатному округу № 149, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию и науке.

Родилась 18 октября 1969 года в селе Песчанокопском Ростовской области. Окончила Ростовский педагогический институт (специальность «учитель истории, обществоведения и советского права»). Почти 20 лет преподавала в песчанокопской средней общеобразовательной школе № 1 имени Г. В. Алисова.

В 2011 году стала лучшим учителем Дона, победив в региональном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года Дона»-2011, а затем приняла участие и вошла в число 15 лауреатов финала Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011. Одержав победу на выборах в Законодательное собрание Ростовской области пятого созыва, стала депутатом донского парламента. Работала в двух комитетах: по законодательству, государственному строительству и правопорядку и по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму. С 2013 по 2016 г. возглавляла Комитет Законодательного собрания Ростовской области по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму. Член Генерального совета ВПП «Единая Россия» с 22 января 2017 года. Координатор федерального партийного проекта «Детские сады — детям».