Нестандартный урок

Шекспир

Сергей Кравцов, глава Рособрнадзора, который на 45 минут переквалифицировался из федерального чиновника в школьного учителя, делится впечатлениями от общения с пятиклассниками 410-го лицея Пушкинского района Санкт-Петербурга. 

— В какой-то момент урок пошел не по сценарию… 

И тем, как именно задуманный им план открытого урока «Внимание: экзамены» дополнился импровизацией, он явно доволен.

Факт, что ребят не смутили ни камера (урок в записи покажут по местному телеканалу), ни микрофоны (их пришлось использовать, чтобы не терялся звук), ни то, что учителей в классе было целых два. Вместе с Сергеем Кравцовым о своем опыте сдачи экзаменов лицеистам рассказывал знаменитый рок-музыкант Вячеслав Бутусов. Собственно, какой будет главная тема урока, можно было понять из сюжета мультсериала «Фиксики», где герой отправляется к профессору держать экзамен. Мультфильм, с которого и начался урок, конечно, был только преамбулой к разговору о том, что такое экзамены в реальной жизни, когда их нужно сдавать и как лучше всего к ним подготовиться. Как оказалось, пятиклассники, которым до ГИА после 9-го класса еще целых четыре года, про различные процедуры проверки знаний знают уже немало. В четвертом классе они сдавали всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. В апреле в их расписании снова запланированы ВПP — помимо русского с математикой будет еще биология. Но самое главное — дети по-настоящему удивили взрослых вдумчивым отношением к предстоящему школьному экзаменационному марафону и очень серьезными планами на будущее.

Хочу стать полиглотом!

— Вы помните, как в 4-м классе сдавали проверочные работы? Как думаете, почему они проводятся именно по этим предметам? — обратился к ребятам Сергей Кравцов, как только погас экран с мультяшными «Фиксиками».

— Потому что это одни из самых главных предметов. Без русского языка с математикой вообще никуда, да и без знаний по окружающему миру тоже. Можно даже сказать, если хорошо не учиться, начнется деградация! — без всякого волнения начал дискуссию пятиклассник Михаил.

— Согласен с вами, — кивнул руководитель Рособрнадзора. — Знания надо проверять и вовремя исправлять ситуацию, если есть проблемы, не стесняться и обращаться к учителю, заниматься дополнительно. Если проблемы не решить в 4-5-м классах, в старшей школе это будет сделать значительно труднее. Проверочных работ вообще бояться не нужно. Они на итоговые отметки не влияют и придуманы как раз для того, чтобы помочь и вам, и педагогам определить, все ли в порядке с учебой. Ну и, конечно, основательно заниматься нужно не только по тем предметам, по которым сдают экзамены или пишут проверочные работы. Вот вы знаете, по каким предметам в ОГЭ, то есть в основной государственной аттестации, экзамены не сдаются?

— По музыке, физкультуре, изо, технологии, — начали перечислять ребята.

— Верно! — согласился Сергей Кравцов. — Эти предметы в ОГЭ не входят, но для вашего всестороннего развития они очень важны!

— Вот и по ОБЖ нет экзаменов. А ведь это тоже очень важный предмет, — добавил Ярослав.

— Предмет очень важный, это точно! — поддержал мысль Сергей Сергеевич. — Знания по ОБЖ помогают выходить из трудных ситуаций и даже жизнь спасать. Но в старшей школе вам предстоит сдавать не только обязательные предметы, но и экзамены по выбору. Как такие экзамены называются?

— ЕГЭ! — почти хором ответили ребята.

— Молодцы, что так хорошо ориентируетесь в предстоящих экзаменах! К тому времени, когда вы будете оканчивать школу, сдавать нужно будет русский, математику, иностранный язык и два предмета по выбору. А вы определились, кем хотите быть?

— Врачом. Учителем. Музыкантом… — судя по количеству поднятых рук с выбором профессий определился практически весь класс.

— А я программистом буду. Компьютеров сейчас много, а хороших программистов не хватает, — пояснил свой выбор активный Ярослав.

— А я хочу стать биологом, путешествовать и открывать новые виды растений и животных, — сказал Даниил.

 Чтобы путешествовать, мне пригодятся иностранные языки. После английского хочу выучить греческий, китайский и японский.

Тут выяснилось, что к овладению иностранной речью пятый класс далеко не равнодушен. И знать дети хотят не один и не два иностранных.

— Я выбрал профессию «полиглот», — поделился своими планами Евгений. — Это тот, который знает много иностранных языков.

У Михаила хорошо говорить не только по-русски, но и по-английски свои причины:
— Хочу стать летчиком. В самолете ведь могут лететь иностранцы. Как они поймут, что происходит на борту, если летчик не знает языка?

А Ксения дополнила:
— Буду, естественно, учить французский, еще немецкий и японский.

Столь массовая тяга к лингвистике у пятиклассников Сергея Кравцова явно впечатлила, и он добавил:
— Еще иностранные языки вам пригодятся, чтобы читать в оригинале Гете и Шекспира. Кстати, в других странах люди специально изучают русский, чтобы в оригинале читать Достоевского и Пушкина. Только изучая иностранный язык, не забывайте про другие предметы. Тогда вы станете хорошо образованными людьми и свободно справитесь с любыми экзаменационными испытаниями. Что же касается ЕГЭ по иностранным языкам, то к вашему окончанию школы ЕГЭ будет проводиться по английскому, французскому, немецкому, испанскому, китайскому. При необходимости введем ЕГЭ и по другим языкам. А что бы вы посоветовали школьникам, которым, как и вам, предстоит сдавать еще немало экзаменов, контрольных и проверочных работ?

— Не волноваться, а просто как следует готовиться, — дал свой совет Даниил.

— Обязательно верить в себя и участвовать в олимпиадах — это хорошая возможность проверить свои силы, — добавил Михаил.

Милена путь к успеху описала практически стихами:
— Не бояться, не лениться, не сдаваться! Переспрашивать учителя, если что-то не понятно. И заниматься саморазвитием.

— Уметь себя успокаивать, делать все заранее, не откладывать на последний день! — дополняли список советов ребята с разных парт.

— Научитесь совершенствовать себя и свои знания. Безграмотному человеку сложно управлять обстоятельствами. Скорее они им управляют. Нужно выработать в себе любовь к учебе через всю жизнь. Не зря ведь говорят: «Век живи, век учись», — подытожил бурное обсуждение Вячеслав Бутусов.

Полезные контрольные

До и после урока возможность задавать вопросы Сергею Кравцову и Вячеславу Бутусову была и у журналистов. По словам главы Рособрнадзора, проводить уроки с обсуждением различных форматов проверки знаний в школе очень важно.

— Школьники должны понимать: экзамены не какая-то искусственная процедура. Прежде всего проверка знаний нужна именно им, чтобы оценить себя, вовремя заметить и устранить пробелы. Проверка знаний учеников необходима и учителям, чтобы они видели, по каким темам им нужна методическая поддержка. В 5-7-х классах происходит снижение интереса к обучению, возникают проблемы с освоением программы. Если все это вовремя не диагностировать, как снежный ком увеличатся проблемы — низкие отметки, боязнь экзаменов. И чем чаще у школьников будет возможность проверять свои знания, тем спокойнее они подойдут к итоговой аттестации после 9-го и 11-го класса. А главный секрет успешной сдачи всех экзаменов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ в том, чтобы старательно учиться по всем предметам. Тогда никакие экзамены не страшны!