Интервью с А.Ю. Ивановым

Волшебный

Если бизнес и образование идут нога в ногу, то согласно существующему стереотипу это скорее исключение, чем правило. Но примеры удачного государственно-частного партнерства в сфере образования есть, и их становится все больше.

С одним из таких способов взаимодействия недавно ознакомилась группа слушателей курсов повышения квалификации кафедры управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Площадкой для проведения семинара «Практика использования механизмов государственно-частного партнерства в работе образовательных учреждений» стала школа № 257 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

У школы № 257 есть свои особенности. Прежде всего это новостройка. Она функционирует 3 года. Причем школа отвечает всем современным требованиям: здесь прекрасные спортзалы, два бассейна, просторные рекреации, актовый зал с необходимым оборудованием.

Расположена школа № 257 в коттеджном поселке практически на окраине района и, по сути, является спортивно-культурно-образовательным центром не только для «поселковых» детей и взрослых, но и для жителей ближайших микрорайонов. Сегодня здесь обучаются 650 учеников и, кроме того, открыто дошкольное отделение на 50 воспитанников.

Так как же на базе школы выстроена модель сотрудничества бизнеса и образования? Может ли она быть взаимовыгодной? Какие формы взаимодействия при этом могут использоваться? Об этом и о многом другом рассказал директор школы № 257 Александр Иванов.

По словам руководителя образовательной организации, инвестиции в образование со стороны бизнеса — это распространенное явление, особенно за рубежом. Они могут быть как глобальные, так и локальные, ограничивающиеся одним окупающим себя проектом. Примером масштабного вложения средств как раз является школа № 257. Инвестор вложил в строительство объекта образования собственные немалые средства, затем сдал здание в казну города. Теперь город выделяет инвестору субсидию, и на эти деньги осуществляется эксплуатация здания. Другими словами, у школы, как у многоквартирного дома, есть управляющая компания, в обязанности которой входит забота о надлежащем содержании здания. За всем комплексом технических услуг следит специальная техническая группа, оперативно реагирующая на неисправности, поломки, текущие проблемы и т. д.

Подобная форма сотрудничества очень перспективна, считает Александр Иванов.

— Мне кажется, что это вообще идеальная форма функционирования образовательной организации, — говорит директор школы № 257. — Объясню почему. Дело в том, что вещи, которые не входят в содержание деятельности педагогического коллектива, как то: хозяйственное обслуживание, обеспечение коммунальными услугами, обеспечение работоспособности инженерных систем и т. д., при данной системе исключены из сферы деятельности директора.

Давайте вспомним не теряющий актуальности вопрос: кто такой директор — завхоз или учитель учителей? Я согласен с тем, что руководитель должен быть хорошим менеджером, должен разбираться в финансах, бюджетировать деятельность в образовательной организации, но если все его усилия направлены только на то, где найти денег, как спроектировать какое-то техническое переустройство, решить хозяйственную проблему, то директор превращается в хозяйственного менеджера. Конечно, в этой ситуации существуют разные решения, например, можно найти хорошего заместителя, который будет решать эти вопросы, можно самому включаться в хозяйственный процесс, распределяя свое время на менеджмент и педагогику, или можно полностью сосредоточиться на технической стороне дела, и это отнимет массу времени. Но в таком случае возникает вопрос: а как же образовательный процесс, общение с родителями и детьми, инновации, непосредственное участие директора в образовательном процессе?

В нашей модели всеми этими вопросами — от коммунальных услуг и охраны до текущего ремонта — занимается управляющая компания. Понятно, что это высвобождает для руководителя, да и в целом для педагогического коллектива массу времени.

— Александр Юрьевич, а в чем состоит ваша задача как управленца помимо руководства содержательной частью образовательного процесса?

— Моя задача состоит в том, чтобы контролировать работу обслуживающих организаций и стараться установить такой режим работы, который оптимален для школы. Например, идеальной ситуацией для охраны считается та, при которой в школу никто не должен приходить, моя же задача — чтобы в школу приходило как можно больше людей. Поэтому, чтобы регулировать и находить общее решение, нужна плотная совместная работа.

— Легко ли вам находить общий язык?

— С нашей управляющей компанией? Мы не испытываем проблем в общении. Они сразу проникаются нашими новыми идеями и помогают во всем. Единственный минус, который существует в этой модели, — это отсутствие влияния со стороны руководителя образовательной организации на расходы. Управляющая компания получает средства из бюджета города и полностью ими распоряжается, в том числе средствами, сэкономленными школой. Но это, условно говоря, «расплата» за отсутствие проблем. Вполне возможно, что она не такая высокая, поскольку все технические проблемы у нас решаются моментально. Например, недавно полетел дорогой фильтр в бассейне, и его заменили буквально за несколько дней, в то время как если бы это проходило через систему госзакупок, то нам пришлось бы ждать 2–3 месяца. Оперативное решение всех текущих проблем — это огромный плюс данной системы.

При этом мы работаем в связке с директором управляющей компании. У нас не было ни одного случая, чтобы управляющая компания нас подвела. Хотя это направление — содержание здания — мы в школе не забываем. Например, продолжаем традицию дежурств детей по школе, ухода за территорией. У нас есть проект, который называется «Яблоневый сад», и в рамках его мы ежегодно высаживаем яблони. Все деревья именные, и в этом году ребята даже сняли первый урожай. Таким образом, наши дети и взрослые тоже посильно заботятся о школе.

— Вы упомянули о высвобождающемся времени, а на что вы его тратите?

— При такой модели я могу себе позволить как предметник вести не только уроки физики, но и элективный курс, а также выделять час для работы с ребятами при подготовке к олимпиаде. Я так же, как и все учителя, могу проводить дополнительные консультации для детей. У меня есть время, чтобы обсудить и спроектировать наши лабораторные работы с коллегой — учителем физики. Таким образом, у меня не только как у директора, но и как у педагога появляются возможности для профессионального роста. И, конечно, освобождается время для общения с коллегами, для обсуждения новых идей, для соучастия в этих новых идеях, которые становятся традицией. Несмотря на небольшой период существования школы, у нас уже есть интересные находки. К примеру, школьный учебный проект развития исследовательских навыков «Мои университеты», когда в течение учебного года три раза проводятся сессии. Во время этих сессий ученики и учителя становятся «студентами» и «профессорами» и в рамках своих «факультетов» занимаются исследовательской деятельностью. При этом результатом каждой сессии становятся небольшое исследование или некоторый материализованный объект, например буктрейлер, сборник стихов, путеводитель.

Кроме того, несмотря на маленький опыт существования, нам, наверное, удалось то, что трудно измерить, а именно создать особую атмосферу. Мы не совсем городская школа, ритм большого города нас не касается, и это позволяет выстраивать другие отношения, характерные не для крупной массовой школы, а для камерной, где все знают друг друга, живут по соседству. Такая атмосфера доверительности, поддержки, сотрудничества позволяет реализовывать новые инициативы.

— Александр Юрьевич, у вас договорные отношения с управляющей компанией?

— Да, есть закон Санкт-Петербурга об участии города в государственно-частном партнерстве. На основании этого закона был заключен договор между управляющей компанией «Перемена» и правительством Санкт-Петербурга. В этом документе были прописаны все действия, начиная от формирования земельных участков, передачи этих участков в аренду, а потом в собственность города, от строительства здания до передачи этого здания затем в казну города и т. д. В договоре, кстати сказать, прописано, что партнер обеспечивает текущую эксплуатацию здания в течение 10 лет. Я считаю, что эта долговременность необходима, потому что ни один инвестор не будет заинтересован в качестве производимой работы, если она продолжается краткий период.

К этому договору также был разработан технический регламент, то есть перечень всех работ, сроков, объемов по эксплуатации, и, собственно, на основе этого договора и технического регламента мы сейчас работаем.

Нужно заметить, что в нашем районе в рамках государственно-частного партнерства функционирует несколько школ и детских садов, так что, на мой взгляд, у этой модели есть светлое будущее.