И опять «математика» управления: требуется… много; дано… мало; а надо выполнять!

Вместо желаемого «галопом по Европам» — быстрого пробега от состава элементов системы управления к ее структуре и узнаванию тайн поведения системы, мы осознаем, что вопрос об установлении связей оказался не таким простым и «быстро проходимым».

изображение

И как бы нам не хотелось скорее открыть дверь в следующий этап, сделать это мы пока не можем, поскольку не все связи нами определены и означены. А ведь речь идет не только о внутренних, но и о внешних связях системы управления образовательной организации, которые мы должны раскрыть, находясь на этапе второго действия программы исследования систем, предложенной Э. Г. Юдиным [1].

изображение
изображение

Верное замечание! Повторяться в своих действиях мы не будем, поскольку нами уже спроектирована внешняя структура образовательной организации [2]. Задача заключается в том, чтобы понять и разобраться, какие связи в системе управления ОО обеспечивают ее взаимодействие с внешним миром, с внешними условиями функционирования и развития образовательной организации.

изображениеИ мы серьезно «облегчили себе жизнь», поскольку включили в состав системы элемент, отвечающий на вопрос: в каких условиях осуществляется управление. Ранее мы уже говорили о том, что этот компонент нами введен потому, что в системе управления возникает потребность предусмотреть позиции, определяющие особенность условий, в которых образовательная организация выполняет возложенные на нее вышестоящей системой функции (внешние условия), а также специфику внутренних условий функционирования и развития организации.
Но прежде, чем мы начнем установление и означивание связей, исходящих из элемента условия управления, обратимся к сути и смыслу самого понятия «условие».

изображение
pen

1) Условие — правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности.
2) Условие — данные, требования, из которых следует исходить.
3) Условие — обстоятельство, от которого что-нибудь зависит.

6) Условие — обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь [3].

Как видим, даже перечисленных значений понятия «условие» уже достаточно для того, чтобы не только неоднозначно трактовать суть и функции элемента «условия управления», но и окончательно запутаться в тех связях, которые в направленности от него и к нему будут действовать в системе.

Поэтому прежде чем, мы начнем рисовать «кружочки со стрелочками», давайте определимся с тем, какой смысл, а следом за ним и функции мы будем вкладывать в сам элемент «условия управления».

изображение

Любому руководителю хорошо известно, что значит рассматривать условия как фактор заданности. И не потому что, он не посмеет не исполнить волю начальства, а потому, что образовательная организация, являясь частью системы образования в муниципалитете, регионе, РФ, должна и обязана выполнять соответствующие функции как требования, проистекающие из системы (Р.Мертон). Таковы обязательные условия, в формате которых осуществляется управление, тем паче государственное управление.

И в системе управления ОО эта инвариантная составляющая связей обязательно должна присутствовать не только в ее нормативном выражении (вспомним, как звучит преамбула к значительной части наших распорядительных документов: согласно приказу, в соответствии с приказом вышестоящего органа управления и т. д.), но и в направленности связей, исходящих из внешних условий, в которых осуществляется управление.

изображение

Однако условия — это не только внешняя заданность, в которой осуществляется управление. Условия — это еще и важнейший фактор обстоятельств, характеризующих специфику конкретных условий ОО.

Каждый руководитель хорошо знает и умеет отличать требования, которые предъявляются к функционированию ОО, и ту реальность, в которой он должен действовать, чтобы его школа, детский сад, дом творчества и т. д. соответствовали этим требованиям. И за исключением немногих «счастливчиков», в большинстве образовательных организаций именно специфика конкретных условий и становится преградой для осуществления требуемого соответствия.

smile

Почти по Л. Н. Толстому:

Все счастливые школы похожи друг на друга,
каждая несчастливая школа несчастлива по-своему.

Уникальность каждой образовательной организации, уникальность каждой системы управления в ней как раз и заключается в том, что реализуя общие для всех ОО цели системы образования, выполняя общие для всех ОО государственные и региональные требования, различными для каждой образовательной организации будут именно задачи их реализации и осуществления.

изображение

Конечно, большинству тех, кто находится на переднем фланге борьбы требований с реальностью, и на ком все эти цели и задачи лежат тяжелым грузом необходимости выполнения, порой не досуг проникать в теории, где различаются эти понятия. Но все же, что отличает задачу от цели?

pen

Задача — это и есть цель, данная в определенных условиях [4].

А. Н. Леонтьев

pen

Что же такое задача?
Это необходимость достижения цели в тех условиях, в которых субъекту приходится действовать [5].

А. Э. Петросян

изображение

Именно условия «превращают» цель в задачу. Именно условия являются весомым достатком (или недостатком!) достижения цели.

изображение

Пессимизм многих руководителей ОО как раз и основан на том, что зная и оценивая реальные условия, существующие в своих организациях, они не видят «света в конце тоннеля», поскольку для достижения целей и решения задач нужны условия, которых нет. И такой пессимизм можно понять.

изображение

К счастью в реальной практике среди наших коллег есть не только пессимистично настроенные руководители, но и те, кто, пусть и не зная основ теории, интуитивно различают в условиях важные позиции, опираясь на которые не только сами являются оптимистичными деятелями, делателями и решателями сложных задач управления, но и создают атмосферу оптимизма целедостижения в своих организациях. В чем же их секрет?

изображение

И «секрет» оптимистичного управления, и «тайны» теории сводятся к тому, что условия рассматриваются и как фактор обстоятельства, т. е. конкретные условия образовательной организации, в которых осуществляется достижение цели, и как фактор выполнения, т. е. условия, которые необходимо создать, чтобы задача была выполнена и цель достигнута.

изображение
изображение

изображениеСложно продолжать полемику с пессимистами, у которых восприятие полноты условий определяется видением «стакан наполовину пуст» и их мечтами о том, что успешно управлять можно только при наличии всех необходимых условий, а этого, как известно, никогда не бывает.

Не снимая с повестки дня значимость и актуальность вопросов, связанных с условиями, необходимыми для достижения цели, сделаем бросок вперед в темы, связанные с процессами управления поведением систем. При этом пока лишь отметим, что лозунг И.Ильфа и Е. Петрова «спасение утопающих — дело рук самих утопающих» как нельзя лучше подойдет нам, когда мы будем говорить о процессах управления ресурсообеспечением ОО и в их стратегическом, и в их тактическом аспекте.

И коль мы уже затронули эту тему и произнесли значимое для всех руководителей ОО слово «ресурсы», то выделим в понимании условий еще одну важную особенность. Речь идет об условиях как факторе возможностей.

изображение

Образно говоря, если на чаши весов мы положим условия-требования и условия-обстоятельства, в которых нам необходимо действовать, чтобы выполнить надлежащие требования, то, как правило, чаша с заданиями будет всегда перевешивать. Недаром же мы часто говорим о грузе требований, который приходится нести управлению образовательной организации.

изображение

И постоянно сталкиваясь с проблемами недостаточности условий для выполнения требований, для решения задач, для достижения поставленных целей, и постоянно сетуя на этот вопиющий недостаток, мы, как правило, не задумываемся о том, что у управления есть еще одна важная миссия. Эту миссию мы определим как сверхзадачу опережающего управления — формирование и развитие ресурсов как потенциала образовательной организации.

Эта тема у нас еще впереди, а пока, завершая вводную часть к вопросу об условиях, в которых осуществляется управление, добавим себе оптимизма, показывая результат многотрудного решения задач ресурсообеспечения образовательной организации как важной составляющей процессов поведения системы управления.

изображение

И теперь, глядя на этот оптимистичный рисунок, мы должны сделать важный для себя «арифметический» вывод. Речь идет о том, что для придания необходимого равновесия мы должны наращивать мощь ресурсообеспечения ОО, но решать эти задачи надо эффективно, т. е. не приумножать ресурсы «вообще», чтобы их было много, а создавать их под конкретные требования, задачи, цели.

Поэтому нам необходимо не только знать и понимать требования, которым ОО должна соответствовать, но и вдумчиво оценивать уже существующие условия, не только относясь к ним как к данности, но и уметь разглядывать в них то, что является фактором «плюс». И этим плюсом становится для нас то, что мы можем и должны мобилизовать и, говоря современным языком, интенсифицировать, придать им импульс. Иными словами, мы должны постоянно проводить ревизию на нужность и актуальность уже созданных и существующих условий в образовательной организации.

? Знакома ли вам картина, когда маленький ребенок, заваленный игрушками, хочет и требует от родителей все новых и новых?
А знакомы ли вам картины из жизни образовательной организации:
… когда педагоги, чьи кабинеты уже достаточно оснащены, требуют от администрации новое оборудование, которое они «подглядели» в соседних школах?
… когда оснащенность кабинетов в отчетах радует глаз, а на практике это оборудование используется редко или крайне эпизодически?
… когда «подтянув пояса», мы изыскиваем финансовые возможности из имеющихся средств, а потом удивляемся, как мы могли тратить деньги не на столь нужное и не всегда используемое?
… когда сдвинув махину дел, на которую, как нам казалось, у нас нет ни времени, ни сил, ни возможностей, мы понимаем, что «есть еще порох в пороховницах»!

Вот и получается, что «арифметика» эффективных условий должна быть такой:

ресурсы = требования минус уже существующие условия как обстоятельства.

И для того, чтобы понимать, какие ресурсы и в каком объеме нам нужны, мы должны всегда анализировать и оценивать эту разницу между требуемым и существующим. (И не забудем добавить к этим ресурсам время, необходимое для наращивания потенциала организации).

Поэтому именно с понимания условий как требований, как заданности, т. е. того, что должно быть сделано и достигнуто, прибавив к ним знания конкретных условий своей образовательной организации, мы и начнем погружение в мир связей, исходящих от элемента условия управления.

Начнем с условий, выступающих как внешние требования, внешние обстоятельства, внешняя обстановка по отношению к образовательной организации. Эти реальные условия=требования, которые ведомы каждому руководителю, теперь уже внутри системы управления должны трансформироваться в конкретные требования, которым должен соответствовать объект управления.

изображение

И ответ на такую прямую связь не должен в системе заставлять себя ждать. Обратная связь, обогащенная знаниями внутренних, конкретных условий объекта управления обеспечивает нам возможность установления соответствия целей объекта внешним требованиям и поставит перед системой важный вопрос об условиях соответствия.

изображение

Забегая вперед скажем, что именно эта обратная связь станет важной гранью процесса ресурсообеспечения, отражающей позиции соответствия/несоответствия внутренних возможностей образовательной организации как объекта управления для обеспечения внешних требований, для решения задач и достижения целей, которые стоят перед ОО.

Условия, в которых осуществляется управление, являются важнейшими «связеобразователями» не только с объектом, но и с субъектом управления. И так же как на объект управления направляется связь, отражающая внешнюю заданность, так и субъект получает «свою порцию» требований к тому, какой должна быть управляющая подсистема в ОО.

изображение

Руководители ОО, которые много лет возглавляют образовательные организации, как никто другой, на своем опыте могут подтвердить изменения внешних требований к субъекту управления. Бывшие когда-то важными установки «руководитель — хозяйственник» меняли направленность и становились требованиями к руководителю «как учителю педагогов». А теперь их сменили современные подходы и требования, выдвигаемые к руководителям как эффективным администраторам. Может быть (очень хочется в это верить), что будут и другие приоритеты, когда не только администрирование, но и эффективный мотивационный менеджмент станет не только актуальным требованием, но и насущной потребностью субъекту управления.

Доказывать же наличие существующей внешней заданности требований к субъекту управления нам, по существу, и не приходится, достаточно лишь взглянуть на нашу практику.
А в ней до последнего времени, «наверху» решались (и до сих пор так решаются!) вопросы о том, сколько заместителей положено руководителю, ставя тем самым в тупик и теорию управления, и практику выполнения требований к ОО (структура управляющей системы выстраивается не под задачи деятельности ОО, а лишь исходя из возможностей ОО).
Так же «наверху» решались вопросы необходимости 100% введения государственно-общественного управления, несмотря на массовую неготовность к принятию и включению в жизнь ОО другого и по смыслу, и по целям, и по технологиям вида управления. И ответом на такие требования во многих образовательных организациях стали лишь формально созданные, но неэффективно действующие (или реально недействующие, т. е. бездействующие) управляющие советы.

Но наша задача сейчас заключается не том, чтобы сетовать на нашу, субъектов управления, незавидную долю. Мы должны разобраться в устройстве управления как системы, чтобы понять и осмыслить, как работают связи в системе, чтобы избегать подобных ошибок в будущем.

изображение
изображение

Верная мысль! И подтверждением этому — успешная и эффективная практика очень многих ОО во многих регионах страны, в которых руководители смогли создать не только правильные системы управления, но и создавали их правильно: опираясь на специфику реальных условий ОО и выполняя требования вышестоящей системы.

изображение

изображениеБезусловно, знание теории (как надо делать) и успешного опыта практики других ОО (как у других это делается) — это важные и нужные аспекты компетентности руководителей. Но еще раз напомним определение компетентности, которое дал Д. Шон: «our knowing is in our action» [6] — наше знание в нашем действии. И еще раз обратим внимание на очень распространенную ошибку в практике управления, когда мы наши знания (и теории, и практики применения) включаем в наши действия без опоры на специфику условий своей образовательной организации, получая результат, о котором в народе говорят «Федот, да не тот»!

?Поэтому во избежание подобных ошибок позволим себе дополнить «формулу» Д. Шона следующим уточнением:
компетентность — наше знание в нашем действии в наших условиях.

И с этим очень важным уточнением обратимся к следующей группе связей, исходящих в системе из элемента условия управления и направленных на механизм управления, который, напомним, как раз и отвечает на вопрос: как управляем?

изображение

И в этой позиции направленности связей в системе управления все школы, детские сады, дома творчества и т. д. «счастливы» одинаково, ведь всем организациям (и не только образовательным) еще со времен Анри Файоля предписывается выполнение цикла управленческих функций от незыблемости анализа, планирования, … — до строгой обязательности контроля и регулирования! Ведь на головы всех руководителей «свалилась напасть» в виде всеохватного мониторинга! Ведь во всех ОО в системе управления индивидуально и совместно подготавливаются, принимаются, доводятся до исполнителей и должны выполняться с обязательным контролем исполнения управленческие решения, которые образно и точно П. Г. Щедровицкий определяет как «пронизывающие компетенции» [7]!

И все эти требования общи и едины для всех образовательных организаций. И все они должны выполняться везде, в каждой школе, детском саду, доме творчества и т. д.

И ответ на эти требования каждая образовательная организация, а точнее система управления в каждой ОО, держит только за себя, отвечая своими результатами на выдвинутые к ней требования, поставленные перед ней внешние цели и задачи.

изображение
smile

Перефразируем известную пословицу на управленческий лад:
«На зеркало неча пенять, коли рожа крива »… механизм управления кривой!

О «кривизне» и неработоспособности механизма управления в ОО как истоках многих управленческих проблем мы еще будем говорить в дальнейшем. А пока зафиксируем важную обратную связь в системе, по невидимым «проводам» которой не виртуально, а реально мы должны и обязаны устанавливать соответствие действующего (или барахлящего?) у нас в ОО механизма управления тому, что требуется.

А теперь, поскольку нами выявлены и означены связи элемента условия управления и с объектом, и с субъектом, и с механизмом управления, сравним эти новые знания с тем, что мы реально имеем на практике.

изображение

Вот так должны работать связи взаимодействия, исходящие от внешних условий. Они воздействуют на все элементы системы управления как обязательные к исполнению требования, а потом передают «эстафетную палочку» обратным связям, отражающим целесоответствие, результативность и эффективность, показывая нам, что каждый элемент системы делает друг для друга во имя целостности системы управления.

Но поскольку эти связи, как мы говорили ранее, «невидимые», то и разглядеть их практическую направленность без специального погружения в сложный мир связей между элементами системы, не представляется возможным.

Поэтому и выстраиваем мы свои системы управления, согласно сложившимся у нас на практике моделям управления и видимым, а точнее реально на себе ощущаемым вот таким связям:

изображение

Вот так, казалось бы, все элементы, которые мы выделили в системе, — есть! И связи между ними, — есть! Да вот только работают такие системы управления неэффективно и нерезультативно, и не технологично, и не компетентно!

smile
Может, что-то в консерватории подправить?

М. Жванецкий

изображение

Правильная мысль! Вот только как это правильно сделать? Давайте представим, какая картина изобилия связей в системе управления у нас сложилась по итогам выполнения второго этапа плана исследования.

изображение

Вряд ли это разноцветье стрелок, означивающих связи между элементами системы управления и собранных вместе, прибавит нам понимания целостности системы и усилит нашу мотивацию к дальнейшему изучению.

Но не будем отчаиваться, а наоборот, зададим себе «простой» вопрос: глядя на эту «красоту», видим ли мы систему? А если нет, то тогда что же перед нами?

изображение

Именно так, целостной системы нет, пока мы не осуществим следующее действие, которое поможет нам собрать этот хаос элементов и связей в целое. И этот этап будет очень важным в выполнении плана исследования системы управления ОО.

изображение

Напомним себе по материалам предыдущих тем [8], как формулировал Э. Г. Юдин этот этап исследования систем:

изображение

Э. Г. Юдин, в частности, считал, что эффективное и адекватное применение системного подхода предполагает, прежде всего, что объект изучения будет рассмотрен как система. В общем случае это означает применение следующей последовательности процедур:
a) фиксация некоторого множества элементов, относительно отделенного от остального мира;
b) установление и классификация связей этого множества — внешних (то есть связей множества с остальным миром) и внутренних (то есть связей между элементами множества);…
d) выделение среди множества внутренних связей специального их типа — системообразующих связей, обеспечивающих, в частности, определенную упорядоченность системы;… [1]

А. Г. Кузнецова

Именно в этом важнейшем вопросе системообразования, без исследования которого хаос продолжит свое победоносное шествие в наших управленческих головах, и без которого мы не сможем представить, наконец, систему управления в ее целостности, мы и будем разбираться в следующий раз.

Литература

[1]. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография. — Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. — 152 с., С. 28–29.
[2]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь»… и какие иметь структурные подразделения в ОО (продолжение). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/dumajte_sami_reshajte_sami_imet_ili_ne_imet_i_kakie_imet_strukturnye_podrazdeleniya_v_oo_prodolzhenie
[3]. Условия/ Толковый словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://diclist.ru/slovar/ozhegova/s/uslovie.html
[4]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 304 с, С. 107.
[5]. Петросян А. Э. От цели к средству/ Credo new: Теоретический журнал. — 2009. — № 2. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://credonew.ru/content/view/811/61/
[6]. Shon D. A. The Reflective Practitioner: How Professionals Think in Action. L.: Temple Smith, 1983.
[7]. Щедровицкий П. Г. Роль методологического мышления в становлении современных «сквозных» («пронизывающих») компетенций и капитализации человеческих ресурсов./ Выступление на конференции по развитию (Красноярск), 27.04.2003. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.shkp.ru/lib/publications/65
[8]. Асмолова (Плахова) Л. М. От «Азбуки» управления — к его «арифметике»: говорим о системе, управлении и… тайнах союза «И». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/ot_azbuki_upravleniya_k_ego_arifmetike_govorim_o_sisteme_upravlenii_i_tajnah_soyuza_i

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0