Открываем очередную тайну системы управления и проникаем в суть ее процессов управления

Итак, о радость!, мы подошли к финальному вопросу нашего изучения управления образовательной организации как системы, и нам остается осуществить последнее действие программы исследования объекта как системы, предложенной Э. Г. Юдиным: «изучение процессов управления, обеспечивающих стабильный характер поведения и достижение системой результатов» [1].

изображение

Но перед тем как мы, воодушевленные близким финишем, приступим к осуществлению завершающего действия, направленного на изучение процессов управления в системе, обратим внимание на очередную тавтологию, поскольку нам предстоит разговор о процессах управления в системе управления.

изображение

Ну что ж, открывать замысловатость тайн тавтологий нам не впервой, поэтому не будем предаваться унынию, а наоборот, попытаемся вникнуть в задачу, которая стоит перед нами.

Итак, напомним себе «открытия», которые мы благодаря научным источникам уже для себя сделали [2]: 1) каждой системе присуще поведение, которое, в свою очередь, определяется ее структурой; 2) у каждой системы исследователями должны быть обнаружены принципы, представляющие основу стабильного поведения этой системы.

И теперь мы, продолжая нумерацию, выделяем следующее «открытие», которое должны сделать: 3) в каждой системе действуют процессы управления, которые обеспечивают стабильный характер поведения системы и достижение ею результатов, определенных целями системы.

? Именно так: в каждой (!) системе уже заложены процессы управления, направленные на обеспечение ее стабильного поведения и достижение целей.

изображение

О «местах залегания» процессов управления, обеспечивающих стабильное поведение системы, мы поговорим чуть позже, а пока завершим «борьбу с тавтологией».

Итак, вышеперечисленные позиции присущи каждой системе, а мы исследуем управление как систему.

 

изображение

Сейчас же перед нами стоит задача изучения процессов управления, заложенных в системе, и раскрывать их сущность мы будем в объекте нашего исследования — в системе управления.

изображение

Ну, вот теперь, покончив с туманностями тавтологии, мы можем приступить к важнейшему вопросу о том, где же «залегают» эти процессы в системе управления, а заодно добавить к ним еще одну загадку.
Поскольку мы с вами внимательные исследователи, то наверняка обратили внимание на то, что в программе Э. Г. Юдина процессы указаны во множественном числе, значит их несколько. Так сколько же их в системе управления ОО?

изображение

Не будем поддаваться панике, а, наоборот, для настроя на важность изучения завершающего этапа программы исследования, обратимся к точке финиша, чтобы были понятны ориентиры освоения знаний.

В результате мы должны получить четкое представление о важнейших «слагаемых» процесса управления, которыми мы постоянно занимаемся в образовательной организации. Но на практике, к сожалению, все они представляют собой разрозненные части единого целого, и каждый из этих процессов «живет» сам по себе, нимало не заботясь о своих «процессных собратьях». Поэтому, чтобы не допускать подобных ошибок, вооружимся необходимыми знаниями уже сейчас.

А затем, обладая этим нужным запасом знаний об управлении как системе, мы будем готовы открыть дверь в мир следующего методологического подхода, изучающего управление как процесс.

изображение

Итак, развеяв тоску и панику, мы приступаем к открытию тайн процессов управления, заложенных в системе управления и призванных обеспечивать ее стабильное поведение и достижение результатов, определенных целями системы.

С чего начнем?

изображение
изображение
изображение

Вот мы уже и сами можем оперировать имеющимися у нас знаниями об управлении как системе и использовать их арсенал в решении задач исследования! Поэтому возьмем за основу структуру системы, напомним себе принципы поведения, о которых говорили в прошлый раз [2], и начнем искать «места залегания» процессов управления.

изображение
изображение

Да и правда, чего еще мы не изучили в столь уже знакомой нам картине представления системы управления? Ведь, казалось бы, уже все исследовали: и связи, и структуру, и поведение, связанное с этой структурой… На что теперь мы должны обратить свое пристальное внимание?

изображение

Браво! Именно так! Ну что ж, тряхнем стариной, вспомним, что учили в школе, и переведем с языка математики, а точнее стереометрии, на язык управления то, что мы должны сделать.

Все время нашего изучения мы делали упор именно на связях в системе управления, и убедились, что эти труженики системы играют в ней очень важную роль. Мы рассматривали их и как связи взаимодействия, и как системообразующие связи; они участвовали и в создании структуры, и в упорядоченности, и в организации системы. Именно связи в структуре помогли нам обнаружить в структуре системы важнейшие принципы, обеспечивающие стабильное поведение системы управления.

И все это время, сосредотачиваясь на связях, мы видели в нашей структуре только ребра пирамиды. А теперь наш зоркий исследовательский взгляд падает на грани — связанные между собой плоскости треугольников в пирамиде.

изображение
изображение

С одной стороны, наше умозаключение о том, что процессы управления заложены в гранях структуры=пирамиды, выглядит простым. Но с другой стороны, нам еще надо убедиться в том, что в этих треугольных гранях пирамиды «живут» процессы управления стабильным поведением системы и их локализация ограничена теми принципами, которые мы для нашей системы выявили.

Ну что ж, приступим к доказательствам, памятуя о том, что наше проектируемое «детище» мы постоянно сверяем с практикой, а значит должны находить необходимые связи между «теоретической гранью» и ее практическим содержанием управленческой деятельности в ОО.

А для начала представим весь фронт доказательных работ, которые мы должны выполнить. Сначала разложим нашу структуру=пирамиду на составные части, в которых работают процессы управления, определим суть и направленность каждого из них, и ту функцию, которую каждый процесс выполняет в системе.

изображение

А затем после такой аналитической задачи, изучив в подробностях каждый треугольник=процесс управления, мы выполним задачу синтеза, и вновь воссоздадим структуру, но уже на другом уровне понимания нами системы как организованного множества процессов управления, которые будут обеспечивать стабильное поведение системы и достижение ею результатов, определенных целями системы.

изображение
изображение
изображение
изображение

У нас есть два варианта дальнейшего изучения процессов управления. Первый позволит поэтапно двигаться от процесса к процессу, сразу же подробно останавливаясь на том, который мы исследуем. И для этого нам понадобится углубление в содержание не только самого процесса, но и состава каждого из элементов системы.
Во втором варианте мы сможем на основе уже имеющихся у нас знаний поразмыслить над вопросом о том, что собой представляют эти обозначенные нами четыре процесса управления, а затем, удерживая в памяти это общее видение, приступить к изучению каждого процесса в отдельности.

Выберем последний вариант, поскольку имея общее представление обо всех четырех процессах, мы постоянно будем восстанавливать образ целостной системы. И понимая, как эти процессы создают организованное множество системы управления, без ущерба в углубление как знание процессов по отдельности, сможем разбираться в их сути, направленности и функциях в системе каждого из них.

изображение Поэтому, не откладывая в долгий ящик, начнем разгадывание тайн процессов, заложенных в гранях структуры=пирамиды нашей системы управления.

Итак, первой на очереди нами выделена грань, объединяющая условия, объект и механизм управления.

изображение

И чтобы понять, о каком процессе управления стабильным поведением системы пойдет речь, необходимо определиться с принципами поведения системы, которые обеспечивают условия целостности этого процесса.

изображение
изображение

Именно так, процесс, основанный на взаимном содействии принципов целенаправленного поведения системы, технологического решения поставленных задач и результативности достижения целей, по своей сути и направленности должен соответствовать процессу управления результативностью.

Именно потому, что здесь работают принципы целенаправленности и принципы достижения целей, данный процесс и обозначен нами как процесс номер 1, что еще раз подчеркивает важный постулат системы: именно достижение заявленных в целях результатов является основным «мерилом» выполнения системой своего назначения.

Принцип технологичности, указывающий на необходимость инструментальной/процедурной разработанности задач, вытекающих из целей, является той самой наиважнейшей связкой между поставленными (ожидаемыми, прогнозируемыми, планируемыми) и реально достигаемыми целями. Именно понимание того, как, какими действиями и способами будут решаться задачи реализации целей, рассматривается нами как важнейший фактор результативности — степени достижения целей.

Итак, выявив процесс № 1, мы переходим к следующему важному процессу управления, обеспечивающему стабильное поведение системы управления.

изображение«Вторым номером нашей программы выступает» процесс, локализованный в грани пирамиды, объединяющей условия, объект и субъект управления.

изображение

Так же как мы действовали в предыдущем случае, определим принципы поведения системы, обеспечивающие целостность этого процесса, и, исходя из них, задумаемся о его сути и направленности.
О каком же процессе, основанном на взаимном содействии принципов целенаправленного поведения системы, рационального разделения труда и координации и принципа эффективности управляющей системы, идет речь?

изображение
изображение

И вот это тот самый случай, когда решение, лежащее на поверхности, является именно поверхностным, а способ нашего мышления в процессе принятия решения, к сожалению, шаблонным.

А ведь на самом деле, так заманчиво, вслед за названием «процесс управления результативностью», сразу же подставить значение столь близкого ему термина, и получить «процесс управления эффективностью», тем более что этот принцип положен в основу процесса. Но будем внимательны, осторожны, а главное, вдумчивы!
В этом процессе, опирающемся на принцип целенаправленного поведения системы и принцип эффективности, главный смысл заключается не в достижении эффективности ради эффективности, а в понимании того, что для реализации целей нужны ресурсы, которые в системе управления должны не только наращиваться, но и использоваться управляющей системой эффективно.

И для этого управляющая система, опираясь на принцип координации в решении задач, должна действовать рачительно, соотнося стоящие перед системой управления задачи и с определением, и с созданием, и с использованием ресурсов, которые для их решения необходимы.

Поэтому оценка эффективности использования ресурсов ОО управляющей системой будет очень важным элементом процесса, но только его элементом. Сам процесс должен быть направлен на решение задач обеспечения ресурсами образовательной организации, необходимых для выполнения задач, вытекающих из целей.

Именно поэтому данный процесс, управляющий обеспечением стабильного поведения системы управления и достижения ею заявленных результатов, мы обозначим как процесс управления ресурсообеспечением ОО.
Ну что ж, выделив два процесса из четырех, процесс управления результативностью и процесс управления ресурсообеспечением, мы не только можем порадоваться своим успехам в открытии еще одних тайн системы, но и с воодушевлением взяться за следующие процессы.

изображениеПроцесс, который мы обозначили под номером 3 не менее важен, чем все остальные. От его успешности будет зависеть не только результативность системы управления, не только эффективность управляющей системы как ее способность справляться с проблемами и успешно решать задачи, стоящие перед ОО, но и успех того процесса, который обозначен нами под номером 4.

Ну что, добавили интриги в процесс обучения? Отлично! Поэтому приступим к знакомству с этим «таинственным» процессом управления.

изображение

Итак, теперь уже, со знанием дела, определим принципы поведения системы, «стоящие на страже» целостности этого процесса, будем предельно внимательны, памятуя о «соблазнах шаблонности», и зададимся вопросами о его сути и направленности.

изображение
изображение

Браво! Не испугавшись грозных предупреждений в легковесности суждений, мы отстаиваем свое мнение, если считаем его верным!

И, по сути, процесс, основанный на взаимном содействии принципа результативности достижения целей, и принципов эффективности и компетентности управляющей системы, должен соответствовать процессу управления компетентностью управляющей системы.
Но давайте попробуем шире посмотреть на эту направленность процесса и уже сейчас, забегая вперед, представим его потенциальные целевые ориентиры, и возможно это позволит нам дать более точное определение этому процессу.

Итак, речь идет о процессе, направленном на развитие способностей управляющей системы ставить и решать задачи функционирования и развития образовательной организации. Но разве усилиями только тех, кто управляет можно добиться успеха всей организации? Конечно же, нет!

Поэтому если управляющая система в процессе управления компетентностью будет делать ставку на повышение компетентности и управленческих, и педагогических кадров, и развивать компетентность родителей, участвующих в управлении ОО, то и результативность, и эффективность управляющей системы будет повышаться, а главное, что сама образовательная организация будет стремиться всегда быть «в тонусе» компетентности.
А это значит, что, расширяя направленность данного процесса, мы можем говорить не только об управлении компетентностью управляющей системы, но и выстраивать процесс управления знаниями компетентной организации.

О процессе управления знаниями мы будем говорить, погружаясь в его детали, но уже сейчас отметим, что управление знаниями — одно из важных направлений современного менеджмента, и нам очень важно, что система управления ОО включает эти позиции в совокупность процессов управления, обеспечивающих стабильное поведение системы и достижение ею результатов.

изображениеНам остается познакомиться с последним, четвертым, участником этой совокупности процессов управления. И присвоенный ему четвертый номер вовсе не означает, что он является аутсайдером и тащится «последним вагоном в составе поезда» наших процессов.

Дело в том, что этот процесс, с одной стороны, будет аккумулировать и успехи, и недостатки предыдущих «собратьев по системе», и зависеть от них. С другой стороны, именно этот процесс, «залегая» в основании нашей структуры=пирамиды, становится той самой основой, базисом, фундаментом, который обеспечивает устойчивость управления образовательной организации.

Так что же это за процесс, и чем он управляет?

изображение

Представив местоположение этого процесса в структуре системы, определимся с принципами поведения системы, не только обеспечивающими целостность этого процесса, но и определяющими его суть и направленность.

изображение

Так что же это за процесс управления?

Возможно, что вот так сразу мы, и не ответим на этот вопрос. Поэтому давайте попробуем облегчить себе задачу, и представим совокупность принципов поведения системы как факторы-условия, которые помогают данному процессу управления в осуществлении его функций в системе управления.
Итак, рационально распределенный функционал и координация решения задач + технологичность решения задач + компетентность участников решения задач =?..

изображение
изображение
изображение

Браво и брависсимо! Именно так, взаимосодействие принципа рационального разделения труда и координации в решении поставленных перед ОО задач, принципа технологичности решения задач и принципа компетентности управляющей системы направлено на достижение качества деятельности ОО и в объекте управления, и в управляющей подсистеме, и в механизме управления, которое требуется, ожидается и планируется достичь образовательной организацией. И этот процесс во всей совокупности факторов и будет процессом управления качеством в системе управления ОО.

изображение

Более детальное представление этого процесса, вызывающего трудности у многих руководителей ОО, у нас еще впереди. Но на данном этапе знакомства мы уже можем выявить главных «помощников» достижения требуемого качества соответствия деятельности ОО: функциональность, технологичность и компетентность. А это уже немало!

А пока, находясь на этапе поверхностного знакомства с процессами управления, обеспечивающими стабильное поведение системы и достижение ею результатов, определенных целями системы, подведем краткий итог.
Мы теперь понимаем, о каких процессах управления идет речь в системе управления образовательной организации:

?
  • процесс управления результативностью;
  • процесс управления ресурсообеспечением;
  • процесс управления знаниями компетентной организации;
  • процесс управления качеством деятельности ОО.

Мы теперь представляем, где эти процессы локализованы в структуре системы управления ОО:

изображение

Мы уже сейчас можем, несмотря на то, что пока у нас еще нет достаточных знаний о каждом из процессов, сделать очень важный вывод.

Речь идет о том, что процессы управления результативностью, ресурсообеспечением, знаниями компетентной организации и качеством деятельности ОО не существуют в системе отдельно друг от друга, а должны действовать взаимосвязано и согласованно, помогая и друг другу, и системе управления в целом обеспечивать стабильное поведение и достижение целей.

Давайте для образной демонстрации этой целостности, которые должны создавать процессы управления в системе, еще раз мобилизуем свои школьные знания по математике, и из составляющих треугольников воссоздадим пирамиду.

изображение

И так же как на бумажном макете, соединяя ребра, мы получаем пирамиду, так и в системе управления рождается целостность благодаря воссоединению связей (и еще раз воздадим им должное в системе) и обеспечению взаимодействия процессов управления, порождающих стабильное поведение системы и достижение ею результатов, определенных целями системы.

изображение

Ну, а теперь, нам, понимающим суть и направленность процессов управления в изучаемой системе управления, остается лишь напомнить себе о своих прежних сетованиях на увеличение количества процессов, которыми надо управлять в ОО.

Обозначенные нами четыре важнейших процесса управления, обеспечивающих стабильное поведение системы, представляют собой то, чем мы по определению (как любят говорить математики) и по умолчанию (как любят выражаться программисты), должны заниматься в процессе управленческой деятельности в ОО:

?

Осуществлять целеполагание и управлять достижением результатов — должны!

Управлять процессом обеспечения ресурсов ОО, необходимых для решения задач, мобилизовать необходимые ресурсы и рачительно их использовать — должны!

Управлять развитием компетентности руководящих и педагогических кадров для того, чтобы быть готовыми к решению задач ОО, — должны!

Управлять качеством не только образования, но и качеством преподавания, и качеством управления, и качеством обеспечения условий деятельности ОО, — должны!

И поняв свои заблуждения, еще раз отметим, что системный подход к исследованию управления не загромождает наши и без того нагруженные проблемами головы и не требует от нас чего-то нового и дополнительного в нашей многотрудной работе. Наоборот, он «ум управленцев в порядок приводит», расставляя в системе все, чем мы и так должны заниматься, по своим местам.

Но и обольщаться, что имеющихся знаний о наличии выявленных процессов управления в системе управления ОО нам уже достаточно, не следует.

С одной стороны, мы можем себя поздравить, что сложный путь изучения управления как системы пройден, ведь на завершающем этапе исследования у нас сложилось представление о процессах управления, заложенных в самой системе.

изображение

С другой стороны, давайте еще раз обратимся к задаче, поставленной на этом этапе исследования системы управления в самом начале нашего разговора: «изучение процессов управления, обеспечивающих стабильный характер поведения и достижение системой результатов». Но краткое знакомство с процессами управления в системе и получение общего представления о них — это только начальный этап изучения.
Поэтому, каким бы заманчивым ни был бы для нас вожделенный финиш, однако пересечение победоносной ленточки придется отложить, поскольку перед нами стоит задача погружения в тайны выявленных нами в этой теме четырех процессов управления в системе управления.

изображение

Но как бы ни были заманчивы тайны выявленных процессов, погружение в сложные вопросы их устройства и действия в системе управления нам придется начать со знакомства с понятием процесс.

При всей кажущейся простоте и привычности использования этого термина в нашем профессиональном лексиконе, мы обнаружим в нем много тайн, важных для осмысления управленческих проблем и задач. И в этом мы убедимся, посвятив понятию «процесс» следующую тему.

Литература

[1]. Юдин Э. Г. Методологические проблемы системного подхода к социологическим исследованиям //Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография. — Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. — 152 с., С. 28–29.
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Пишем «неписаные законы» поведения системы управления ОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/pishem_nepisanye_zakony_povedeniya_sistemy_upravleniya_oo

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0