Замечали ли вы, как довлеет над нами, работниками образования, устоявшаяся терминология, разделяющая образование на «основное» и «дополнительное»? Не поэтому ли в практике педагогической и управленческой деятельности мы мыслим полярными категориями: главное/второстепенное; обязательное к исполнению/вовсе не обязательное, переходящее в ненужное как отвлекающее (!) от главного? Не это ли является причиной «деления» образования — целостного мира развития личности — на неравные составляющие: «учебу как основу основ» и «досуг как потеху и забаву»?
Задумаемся о великой роли дополнительного образования детей — источника формирования идентичности личности и ее мотивации к будущему, мотивации к развитию (А. Г. Асмолов), и представим разноцветье дополняющих и наполняющих возможностей мира детства на пути становления персонального образования в наших образовательных организациях.

Все образовательные организации ежегодно создают многотомную образовательную программу, являющуюся целенаправляющей основой и организационной опорой реализации образовательного процесса в ОО. И у каждой образовательной организации такая программа индивидуальна своей направленностью и имеет свои особенности профиля образования. Как среди разнообразия основных программ выделить «образовательное лицо» своей организации и очертить его в образовательной структуре ОО? Разбираемся с этим вопросом и пишем «портрет» образования в ОО «в профиль».

Сколько сложных терминов «сопровождают» образовательные программы наших организаций! Это и адаптация, и специализация, и дифференциация, и индивидуализация, и др.! Иногда с легкостью, а порой и с затруднениями оперируя этой терминологией, нам бывает недосуг задуматься о том, что за укоренившимися в педагогическом лексиконе словами скрываются общие для всех ОО принципы формирования направленности образовательных программ. Именно они становятся связующими звеньями в сложном и многотрудном пути восхождения от «образования для всех» к «образованию для каждого» и опорами проектирования образовательной структуры ОО.

Со слов веселой песни КВН мы приступаем (о, наконец-то!) к практике проектирования структуры образовательной организации. Но вначале все же убедимся в необходимости предстоящей многотрудной проектировочной деятельности, и убедим тех несогласных, кто считает такую работу излишней, вооружившись для этого не только теорией и нормативными требованиями, но и здравым смыслом. А затем, убежденные и мотивированные, «берем в руки карандаш» и приступаем к проектированию образовательной структуры как «начала начал» организационной структуры ОУ.

Менеджмент накопил немало знаний, но отнюдь не в удобной для менеджеров форме, — такой диагноз теории организации поставил Генри Минцберг, автор известной книги «Структура в кулаке». Добавим к этому, что о структуре именно образовательных организаций, менеджмент образования пока еще даже и «не накопил» необходимых знаний. И для нас, менеджеров образования, нет в этом вопросе не только «удобной формы», но, к сожалению, и самого содержания. Поэтому, опираясь на теорию организации и преломляя ее через нашу практику, будем самостоятельно проникать в сущность понятия «структура образовательной организации».