«Повесть о том, как поссорился» … мониторинг с функциями управления

Итак, мы разобрались в сути первого действия процесса управления результативностью в системе управления ОО, решая две важнейших его задачи: установление объектов и осуществление мониторинга начального состояния. И можем переходить к следующему — второму действию.

изображение
изображение

А вот для того, чтобы понять, что же собой представляет это следующее действие, нам необходимо обратиться к схеме процесса, которую мы образно представили как «плацдарм боевых действий», ведь мы боремся за достижение результата, и одновременно ведем атаку на свою управленческую некомпетентность.

изображение
изображение
изображение
изображение

Конечно, наши черепашьи темпы изучения процесса пока не вызывают оптимизма, но если внимательно посмотреть на наш «плацдарм действий», то увидим определенную периодичность элементов и связей. Потому мы будем действовать, вооружившись советом Козьмы Пруткова:

smile

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.

Козьма Прутков

И именно в начале процесса находятся самые сложные вопросы, на которые мы и должны обратить внимание. А дальше, действительно будет легче в понимании сути действий, но зато на смену этой легкости придет другая сложность — организационная. Однако не будем себя стращать трудностями, а наоборот, нацелимся на успех.

И для этого сосредоточимся именно на начале процесса, поскольку здесь притаились сложности, которые мы, как правило, не замечаем в своей практике управления. Или столкнувшись с ними на бегу (а именно в таком темпе начинаются у нас и учебный год, и учебный период), не можем уделить время для детального погружения в их причины. А потом, включаясь в водоворот задач, дел и событий, мы уже не вспоминаем о них, пока… Да, именно так, пока не подходит время подводить итоги и оценивать результаты достигнутого.

Так о каких сложностях процесса управления результативностью идет речь? Для того чтобы найти ответы на этот вопрос, давайте посмотрим на самое начало процесса «под увеличительным стеклом».

изображение

Итак, мы выполнили первое действие процесса управления результативностью, и определили начальное состояние объекта управления. Каково же должно быть наше следующее действие?

изображение
изображение

Именно так! Мы, изучающие систему, теперь научились пристально и внимательно относиться ко всем связям, которые обнаруживаем, поскольку понимаем роль этих тружеников в системе управления. Так что же собой представляет эта связь? И почему она на нашей схеме такая пунктирно незаметная?

изображение

Не будем гадать, а напрямую зададим эти вопросы системе управления и посмотрим, что она нам сможет ответить.

изображение

Итак, что же это за действие, которое необходимо осуществить после проведения мониторинга начального состояния объекта управления? И вновь наше внимание приковано к механизму управления и к тем взаимосвязям, которые в нем работают, если это слаженно действующий механизм, а не просто набор элементов.

В предыдущий раз [1] мы говорили о том, что мониторинг выполняет важнейшую функцию в этом механизме. Он — поставщик достоверной информации о состоянии объекта управления. И эта его функция непреложна.

А вот дальше мнения научного сообщества и практиков расходятся в части того, что же делать системе управления с этим поистине информационным богатством (как тут удержаться, и не упомянуть знаменитое изречение Натана Ротшильда «кто владеет информацией, тот владеет миром»).

Попробуем представить разные точки зрения, не умаляя достоинств каждой. Абсолютное преобладание среди них держит диагностическая функция мониторинга, выявляющая состояние объекта управления.

Есть точки зрения, согласно которым мониторинг, снабжая необходимой информацией механизм управления, выполняет важную статистическую функцию — обеспечение доказательной базы (греч. statizein — доказывать [2]) принимаемых управленческих решений.

изображение

А теперь обратим внимание на другие позиции в представлении функций, которые выполняет мониторинг.

изображение

Согласно ним, мониторинг выполняет и аналитическую функцию, которая напрямую связана с диагностической, и берется за решение сложных задач управления, вскрывающих причины выявленных в ходе диагностики недостатков. Поэтому часто в литературе можно встретить двойное обозначение этой функции мониторинга — диагностико-аналитическая.

изображение

Подобные вопросы возникают в теории и практике управления в связи с еще одной функцией, которую, как считают специалисты, должен взять на себя мониторинг.

Речь идет о прогностической функции, согласно которой именно мониторинг, обладающий статистическим арсеналом и аналитическим инструментарием должен поставлять в систему управления необходимые для принятия правильных управленческих решений прогнозы о развитии объекта управления.

изображение

А вот теперь, для завершения картины «отъема» мониторингом задач у функций управления, добавим к ней еще ряд мнений, которые успешно приживаются в нашей управленческой практике.

pen

Проведенный анализ научной литературы позволил установить, что новые приоритеты в обществе и образовании требуют своевременной диагностики, как одного из этапов мониторинга, различных компонентов образовательной системы. Огромное значение в этом процессе несет образовательный мониторинг, который, вобрав в себя лучшие свойства контроля, оценки и диагностики, стал эффективным средством управления качеством в системе образования [3].

Добавим контролирующую функцию мониторинга в уже достаточно весомый перечень нагрузок мониторинга в механизме управления ОО.

изображение

Стоит ли нам, практикам, удивляться тому, что именно эта функция, затмевая все остальные, так прочно обосновывается и в нашем директорском сознании, и в сознании работников вышестоящих органов управления.

И мониторинга мы теперь боимся больше, чем прежних контролей и инспекций. И нам, находящимся «под колпаком» этих регулярных и длящихся действий теперь остается лишь ностальгически вспоминать обрушивающиеся в прежние годы на наши учреждения «комплексные проверки».

Ведь они же начинались и заканчивались, и у образовательной организации было время, чтобы «зализать раны», полученные от инспекционных ударов, исправить положение и двигаться дальше. А вот контролирующий мониторинг — он теперь «наше все, наше всегда и наше везде»!

Вот так и получается в нынешней практике, что, мониторинг, «вобрав в себя лучшие свойства (!) контроля» (еще раз процитируем эту точку зрения, поставив в ней свои акценты), прочно завоевывает все новые и новые позиции в механизме управления, отодвигая остальные функции управления.

Нам же остается лишь задать вопрос: если мониторинг вбирает в себя «лучшие свойства» контроля, оценки и диагностики, то, что же теперь должны делать эти элементы механизма управления, оставшись со своими «худшими» его свойствами? Как им работать? Какие задачи решать?

И поскольку каждому со школьного детства известно, как контроль «дружит» с оценкой, то для полноты картины функций добавим к ним оценочную, и получим практически весь спектр «интересов» мониторинга.

изображение

Невольно создается образ кукушонка, выталкивающего остальных птенцов из «гнезда» механизма управления ОО: он отнимает у них пищу (т. е. функции, которые другие элементы механизма управления ранее выполняли) и занимает почти все пространство действий, которые эти элементы осуществляли.

Давайте представим, как же работали в механизме управления управленческие функции до появления мониторинга в практике управления образованием. Напомним, что все мы, обучаясь на различных курсах, «на зубок знали» главные пять функций и умели работать с ними, выстраивая управленческий цикл: анализ — планирование — организация — контроль — регулирование, и вновь анализ — и т. д.

изображение

И вот теперь в механизме управления появляется и набирает свою силу важный элемент — мониторинг. Он выполняет новые важные функции, которые ранее не были такими актуальными для управления ОО (статистическая и оценочная), а заодно, и берет на себя функции, ранее присущие анализу (сбор и анализ информации, а так же прогностические функции), и контролю (контролирующая и диагностическая).

изображение

А что же теперь делают управленческие функции, которые работая циклично, многие годы обеспечивали не только устойчивость самого механизма управления, но и задавали нужный и четкий ритм в работе всей системы управления?

Теперь функциям управления досталось, а точнее они остались после «сокрушительного натиска» на них мониторинга:

  • с непонятным по своим задачам анализом;
  • с плохо работающим планированием (потому что прежние связи с анализом нарушены, а новые связи с мониторингом «заточены» на неукоснительное включение в план очередных действий, требующих исправления выявленных несоответствий (при этом без соответствующего анализа ситуации));
  • с обязательной организацией и реализацией всех запланированных действий;
  • и с регулированием (не опирающимся на «лучшие свойства контроля», потому что они теперь находятся в мониторинге, а довольствующимся тем, что от контроля осталось, т. е. его «худшими (?) свойствами»).

Давайте же серьезно задумаемся над происходящим в механизме управления. Не секрет, что и при прежней установке на незыблемость управленческого цикла, в реальной практике «хромали» две функции — анализ и контроль, поскольку они для большинства систем управления образовательных учреждений представляли наибольшие трудности в реализации механизма управления.

А ныне для исправления положения, «лучшие свойства» анализа и контроля взял на себя «молодой и юный», но обладающий большим потенциалом и поддерживаемый вышестоящей системой новый элемент механизма управления — мониторинг.

Казалось бы, ведь правильные же изменения происходят в механизме управления? Ну, а те досадные промахи, которые «кое-где у нас порой» в практике ОО существуют, то это лишнее доказательство сложной борьбы старого и нового.

Так ли это? А может быть, это доказательство обратного? Может быть, это именно та проблемная ситуация, истоки которой лежат в некомпетентности управляющих? Может быть, в погоне за «модой на мониторинг» не замечают, что неверно определенные функции нового элемента, разрушают слаженную работу управленческого цикла, обеспечивающего стабильное функционирование механизма управления, а через него тянут за собой причины нестабильного поведения всей системы управления?

?Знакомы ли вам мнения руководителей ОО, которые считают, что анализ работы ОО по итогам учебного года теперь не нужен, его заменяет самообследование?

Знакомы ли вы с избавлением многими руководителями от так «доставших» планов внутришкольного контроля, поскольку в ОО работает система ВСОКО (внутришкольная система оценки качества), опирающаяся на мониторинг?

Ну, а если перечисленные позиции знакомы, то давайте посмотрим на реальную картину, которая складывается на «осколках» управленческого цикла. Многие ли руководители, проводя самообследование, делают его так, как это положено [4], или только заполняют таблицы показателей [5], которые затем согласно вышестоящим требованиям вывешивают их на сайте ОО?

§

Порядок проведения самообследования образовательной организацией.

6. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [4].

изображение

Ну, а если это так, то почему же тогда на сайтах ОО в значительном большинстве случаев отсутствует анализ показателей деятельности организации, с необходимыми в нем элементами, представляющими выявление проблем и постановку задач деятельности, направленных на устранение выявленных проблем?

изображение

Ну, во-первых, одно другого не отменяет и не заменяет. И во-вторых, если мы и проводим оценку, то сводим ее лишь к многостраничному представлению показателей по указанным в приказе видам деятельности ОО. А вот собственно оценки соответствия, да равно как и анализа показателей в наших ежегодных самообследованиях нет.

И, наконец, в-третьих, — налицо важное расхождение в смыслах и в понимании управленческих действий.

?Оценка — это мнение, суждение, высказанное о качествах кого-чего-нибудь [6].
Анализ — это детальное, всестороннее изучение, рассмотрение какого-л. факта, явления, события [7].

 

изображение

Анализ — это функция управления, использующая средства и методы изучения обстановки, проблем, ситуаций путем выявления и сопоставления свойств и характеристик объектов исследования по установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций изменения.

Анализ, как правило, критичен. Хотя он используется для выявления позитивных аспектов и стимулирования их создания, его главная цель… требует сосредоточения на… недостатках и слабых сторонах управляемой системы, процессов управления… [8]

Итак, проводя самообследование деятельности образовательной организации, мы должны представить свое оценочное суждение по различным аспектам деятельности ОО. Мы сами (ведь это же самообследование!) выступаем экспертами качества деятельности ОО.

Но можем ли мы сами считать себя компетентными экспертами, если нами не проводится анализ направлений деятельности, представленных в приказе? Как, на основании чего нами выносится именно такое, а не иное оценочное суждение? Достаточно ли нам самим нашей экспертной компетентности, чтобы на основании данных проводимых мониторингов, оценивать положение управляемых объектов, не подкрепляя свое мнение анализом результативности деятельности?

И такая подмена, а точнее замена анализа на самообследование, еще раз доказывает нам, что в реальной практической управленческой деятельности мы путаем и смешиваем два хоть и смежных (т. е. близких друг другу), но по своей направленности разных процесса управления в системе управления: процесс управления результативностью и процесс управления качеством деятельности в ОО. И несмотря на то, что мы об этом уже говорили [1], покажем это еще раз на схеме.

изображение
smile

Хорошо вожу машину, только путаю педали…

И аналогично мы поступаем с контролем, «путая педали» этой важнейшей функции управления, необходимой в процессе управления результативностью, и ВСОКО — внутришкольной системой оценки качества образования, которая работает именно в процессе управления качеством деятельности ОО.

Об этих сложных проблемах рассогласования в системе управления у нас разговор еще впереди. Но уже сейчас, на первых шагах изучения процесса управления результативностью, нам самим предстоит устранять увиденный дисбаланс в механизме управления. И только после наведения «порядка в танковых войсках», мы сможем вернуться к «плацдарму боевых действий» за результат.

изображение

На такой вопрос «как навести порядок?» ответ будет один — вдумчиво!

Система управления ОО «пожаловалась» нам на неполадки, происходящие в механизме управления, значит мы, проектирующие систему и видящие функциональные разногласия между элементами механизма управления, должны их устранить.

А для этого нам предстоит самим решить, как правильно и эффективно для нашей системы управления распределить функции между всеми элементами механизма управления.

Во-первых, определимся с информационно-аналитической функцией, «отобранной» у анализа и отданной мониторингу. То, что анализ «потерял» функцию сбора и обработки информации, является нужным позитивным изменением механизма управления в условиях развивающихся информационных технологий.

Теперь мониторинг в его информационно-статистической составляющей обретает свое понятное предназначение и становится важным элементом механизма управления. При этом анализ, по праву восстановив присущие ему именно аналитические функции (а точнее анализ и синтез), будет решать важнейшие задачи в механизме управления: выявлять проблемы и ставить задачи, направленные на их разрешение.

изображение

Аналогично поступим мы и с контролем, изъяв у него диагностическую функцию. И делая это, давайте не будем кривить душой, а назовем вещи своими именами.

smile

Песней Э. Рязанова «У природы нет плохой погоды» навеянное:

У контроля есть свои причины!
Каждая проверка — благодать.
Диагностикой прикрытые личины
Будем благодарно принимать.

Как бы мы не называли контроль «диагностирующим», как бы ни старались придать ему вид «безобидного», «белого и пушистого», которого не надо бояться, и только всегда с радостью и нетерпением ждать его и «благодарно принимать», — этого не будет никогда. Контроль — он и есть контроль!

Поэтому следует вернуть присущие ему функции выявления неполадок, связанных с ненадлежащим исполнением и неправильной организацией, т. е. функции контроля исполнения. Ведь мы же не «диагностируем» исполнение приказов, планов, инструкций, программ; не проводим же «диагностику» своевременного начала и окончания учебного года, четверти, уроков; не «диагностируем» же выполнение функциональных обязанностей и т. д., и т. п.? Все эти и подобные им позиции мы именно контролируем. Это мы делали, делаем и должны будем делать, проникая в различные участки организации объектов управления.

А собственно диагностические функции передадим мониторингу, но при условии, что он вернет контролю «его лучшие свойства» выявления недостатков, а сам будет обретать и развивать свойства именно диагностики — познания и распознавания.

pen

Диагностика (греч. diagnōstikos способный распознавать) — способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования. …

Результат такого познания — диагноз (гр. diagnoss — распознавание, определение) [9].

И тогда мониторинг становится по-настоящему диагностическим инструментом, оказывающим неоценимую помощь в изучении и распознавании состояний объектов, а не «карающим мечом» за ненадлежащее их состояние.

И вот теперь рядом с диагностической в этой составляющей мониторинга будет работать не контролирующая, а именно оценочная функция. Ведь только оценив данные мониторинга, мы можем принимать дальнейшие управленческие решения. Будут ли они связаны с необходимостью проведения контроля надлежащего исполнения, или это будут решения регулятивного воздействия, или мы внесем изменения в организацию, или нам потребуется анализ для выявления причин — все эти дальнейшие выводы, представленные управленческими решениями, и будут отражать слаженную работу механизма управления.

изображение

Разбираясь в обнаруженных сложных перипетиях «ссоры», случившейся не как у героев повести Н. В. Гоголя Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в городе Миргороде, а в системе управления нашей образовательной организации, мы еще на самом старте процесса управления результативностью распознали истоки серьезной проблемы дисфункции механизма управления.

Вот ведь как порой оказывается, мы задали системе «простой вопрос о зеленой пунктирной стрелке», т. е. о том, что собой представляет действие, которое необходимо осуществить после проведения мониторинга начального состояния объекта управления, а в ответ получили от нее «многостраничную» жалобу механизма управления о неполадках «в его хозяйстве»!

И внимание к пунктирному обозначению этой стрелки помогло нам распознать перебои в правильной реализации необходимой связи.

изображение

И теперь, наведя порядок в нашем понимании того, что должны делать элементы механизма управления, можем со спокойной душой вернуться к поставленному вопросу, и получить ответ от стабильно работающей системы управления.

изображение

Итак, у нас, благодаря мониторингу, есть необходимые данные о состоянии объектов управления в начале процесса. И мы уже готовы приступить к целеполаганию, т. е. поставить перед объектами управления цели, которые должны быть достигнуты. Но будет ли такое целеполагание верным? Что же, собственно, нас останавливает, и не добавляет нам уверенности в правоте действий?

изображение
изображение

Браво! Именно так мы и должны поступить, если хотим, чтобы цели были реалистичными и достижимыми. А сделать это возможно, только если мы проведем анализ состояния объекта управления.

изображение

Прекрасный вопрос! Только давайте его уточним. Идет ли здесь речь о замене действия анализа на действие оценки? Или мы говорим о том, что для проведения эффективного анализа надо воспользоваться данными (т. е. использовать в процессе анализа уже имеющиеся данные) оценки начального состояния объектов?

И чтобы получить правильный ответ, давайте обратимся к ожидаемым результатам этих действий.

изображение
изображение

Ну что ж, возможно, что к огорчению некоторых руководителей, работы нам действительно прибавляется, но воспринимать ее как «лишнюю» нагрузку мы не будем, поскольку сами же являемся заинтересованными лицами в их осуществлении.

А интерес наш заключается в том, чтобы цели, которые нам предстоит ставить, были, с одной стороны, ориентированы на соответствие объектов предъявляемым к ним вышестоящей системой требований. И за это отвечает действие оценки, соответствующее функциям мониторинга.

С другой стороны, чтобы эти цели были реалистичными, необходимо учитывать реальное положение дел в объектах управления. А это уже область ответственности анализа.

Поэтому в составе действий процесса управления результативностью вместо одного знака вопроса, который мы поставили в начале разговора, у нас теперь появляется сразу два.

изображение

И теперь мы понимаем, что после определения начального состояния, где мы задействовали диагностическую функцию мониторинга, но еще до осуществления целеполагания нам необходимо выполнить еще два действия.
Поскольку у нас в механизме управления уже правильно распределены функции-инструменты управления, то для определения соответствия начального состояния объекта управления установленным требованиям мы вновь воспользуемся инструментом мониторинга. И таким инструментом будет оценка, а точнее оценка соответствия.

И это действие оценки будет одновременно работать в двух процессах — процессе управления результативностью и процессе управления качеством деятельности ОО. Такое уточнение нам очень важно. Такое действие, будучи «совместителем» станет одним из тех, благодаря которым эти два важных процесса становятся взаимосвязанными и содействующими друг другу в системе управления ОО.

изображение

А затем наши «умелые руки» управления возьмут другой инструмент, который необходим для выявления причин несоответствия и изыскания возможностей преодоления проблем. И таким инструментом, несомненно, должен быть анализ.

Именно этим двум действиям и задачам, обеспечивающим их реализацию, мы и посвятим наш следующий разговор, в котором поведем речь о беспристрастности оценки и пристрастиях анализа к выявлению проблем.

Литература

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Процесс управления результативностью: мониторинг, анализ, целеполагание, и «все-все-все»… [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/process_upravleniya_rezul_tativnost_yu_monitoring_analiz_celepolaganie_i_vse-vse-vse
[2]. Статистика/Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/34237/СТАТИСТИКА
[3]. Муллахметова, Г. Л. Социальные функции мониторинга качества образования / Г. Л. Муллахметова // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. — 2014. — Вып. 1. — С. 40 — 44, С. 44.
[4]. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 462 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».
[5]. Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1324.
[6]. Оценка/Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://tolkslovar.ru/o9278.html
[7]. Анализ /Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://tolkslovar.ru/a3913.html
[8]. Гапоненко, А. Л. Теория управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 336 с., C.64
[9]. Что такое диагностика [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://aplik.ru/10-klass/chto-takoe-diagnostika/

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0