Скоро! Во всех офисах страны! К чему быть готовым и что приведет к профессиональному успеху?

Все чаще и чаще появляются статьи с прогнозами об изменении ситуации на рынке труда, о новых требованиях к умениям и знаниям, о том, к чему надо готовить школьников и студентов. А действительно, к чему надо быть готовым сегодняшним школьникам, которые через лет десять придут на рабочие места? Каков перечень компетенций 21-го века?

Если перечесть подобные мои статьи и материалы моих коллег, то можно заметить, что все говорят об одном и том же, выстраивая свои списки в разном порядке. Перед вами еще один подобный материал.

Почему мы говорим о том, что требования к знаниям и умениям изменятся?

Разве раньше, скажем, в середине прошлого века, этого не знали? Знали, понимали, что грядет эпоха атома и космоса, но страна была к этому готова — инженеры в отечестве были, профессоры развивали науку и технику. Однако сейчас развитие электроники и новых технологий происходит взрывообразно. И не локально, а глобально, вовлекая новые страны (Китай, Индия, Южная Корея, а это — треть мира!) в новые технологические цепочки. Как нам не отстать?

Качества мышления

Системность. Сегодня для успеха в работе недостаточно владеть знаниями или хорошо видеть свой кусочек технологической цепочки. Необходимо переходить к мышлению, которое бы охватывало систему целиком и позволяло видеть то, как конкретные изменения влияют на совокупность ключевых процессов. От фрагментарного восприятия мы движемся к работе с системами, выстраиванию и поддержанию связности в работе. Уже сегодня мы имеем дело с постоянными изменениями, поэтому умение видеть взаимосвязи разных элементов будут приводить к значимым прорывам в работе.

Big Data (большие данные) — анализ массивов данных. Сложные процессы, системы, функционирующие уже много лет, накапливают столько данных, к которым можно применять не просто в статистику, а системный, перекрёстный анализ разных массивов данных и подмножеств. Для этого надо владеть методами факторного, кластерного анализа, таксономией и применять специальные программы. Но главное — ставить и проверять гипотезы, то есть знать, что ищешь. Эта тенденция коснулась не только инженерных областей и точных наук, но и гуманитарных: управления персоналом, маркетинга, лингвистики и пр.

Осознанность. Поток информации уже захлестывает наших детей, и в этих условиях важен навык, способный строить границы собственных знаний. Например, отделять собственные мысли от чужих, формировать свою точку зрения, понимать, являешься ли ты объектом манипуляции СМИ, чьих-то мнений и непроверенных теорий. Недаром медитация, способная вырабатывать навыки осознанности, становится трендом, частью личной гигиены.

Коммуникации

Глобальная коммуникация. Интернет сломал национальные границы, «сузил мир», сделал общение, управление процессами, образование, экономику глобальными.

Есть только два ограничения в таком общении:

  • незнание иностранного языка (хорошая новость: достаточно знать один язык межнационального, глобального общения — английский);
  • разница часовых поясов (это преодолевается знанием географии).

Примером глобального общения выступает взаимодействие в Сетях, это позволяет наращивать нужные контакты, общаться в профессиональных сообществах. Сети вовсю используются в бизнес-среде уже сегодня. Написано и переведено солидное число книг о том, как построить бизнес в Фейсбуке, Инстаграме, как найти работу в Линкедине.

Межкультурная компетентность. Глобальное общение (а также бизнес, производство, продажи и т. п.) требует также знания национально-культурных особенностей тех, с кем взаимодействуешь. Кроме этого нужно обладать толерантностью и гибкостью, чувством такта, чтобы не перейти границы политкорректности. Иначе можно не только попасть впросак, но и навредить отношениям и имиджу. Например, мир был шокирован, когда Барак Обама похлопал королеву Великобритании по плечу, что недопустимо в общении с монаршими особами.

Работа в команде. Век одиночек проходит, без поддержки команды сегодня уже невозможно выполнять сложные задачи и проекты. Поэтому все большую популярность набирают программы обучения эмоциональной компетентности, эмпатии, командной работе, лидерству и т. п. А в условиях глобальности общения будут востребованы навыки работы в «заочной команде» — общаться на расстоянии, встречаясь лишь изредка.

Производственные навыки

Межотраслевые связи. Все больше профессий и проектов возникает на стыке нескольких дисциплин: биология и химия, хирургия и робототехника, электроника и оружие. Для создания сложных систем нужны комплексные знания, а для реализации новых задач разработчики должны хорошо разбираться в смежных отраслях и науках. В ведущих университетах мира уже побуждают студентов посещать один-два курса по совершенно другой профессии, например, физик может посещать курс литературы. Например, недавно ушедший поэт Е. Евтушенко преподавал в университете Оклахомы историю кинематографа и русскую литературу — физикам и инженерам.

Управление проектами и процессами. Вы часто слышите термин «стартап», которым обозначают не только экспериментальные проекты, но и стабильные бизнесы. «Успешный стартап» может означать бизнес, которому уже несколько лет, и он стал стабильным. А ведь любой новый бизнес — это проект, который имеет идею, цель, определенные ресурсы. К этому прилагается сильная мотивация тех, кто его реализует. А раз это проект, то его успех не гарантирован. Значит, умение сделать бизнес успешным в условиях ограничений и рисков — важная способность создавать новое.

Цифровизация. «Преобразовать в цифру» — означает, например, перевести фильм с целлулоидной кинопленки на электронный носитель, записанный нулями и единицами. Для телевидения — это перевести аналоговый сигнал на цифровой, подобно тому, что передается по Интернету. Все процессы сегодня оцифровываются. Как говорится в рекламе: «Всё рано или поздно превращается в приложение» — оцифровывается не только аналоговая информация, а создается новый принцип управления объектами. «Умный дом» или автомобиль без водителя — результаты цифровизации. Это не означает, что все должны стать программистами, но через двадцать лет мы все должны обладать цифровой культурой и компетенцией управления цифровыми данными.

Сервильность. Клиент — вот кто сегодня управляет экономикой и бизнесом. Его запросы приводят к созданию или гибели целых отраслей. Например, еще недавно на каждом углу можно было видеть киоски проявки пленок Kodak, а чуть позже, после их исчезновения, родилась шутка про мобильные телефоны: «С этого фотоаппарата можно еще и позвонить». Сервис, обслуживание, создание услуги и продукта, соответствующего запросам клиента — двигатель для развития технологий. «Следовать за клиентом» — вот лозунг сегодняшнего производства.

Новое всегда наступает незаметно. Люди, живущие старыми привычками, не всегда распознают новые тенденции, а главное, не торопятся им следовать, считая это лишним. В итоге — отставание от темпов общественного развития. А главное, родители не всегда могут рассмотреть зарождение новых компетенций в занятиях и интересах ребенка. Так, компьютерные игры, столь мешающие учёбе, нередко идут рука об руку с обучающими технологиями и с годами становятся профессией и бизнесом молодого человека.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0