Учителя - наиболее обеспеченная категория граждан Канады

За

Ежегодно из бюджета Канады на нужды образования выделяется более 7 процентов от ВВП. Это в два с лишним раза больше, чем в России, где на текущий, 2017 год запланировано всего 3,3 процента, и больше, чем в других, даже самых развитых странах мира.

Неудивительно, что качество образования в Канаде находится почти на недосягаемой для других стран высоте. Государство кленового листа подтверждает тезис о том, что образованное население — залог развития страны. Известно, что Канада — лидер в области высоких технологий, аэрокосмической индустрии, микроэлектроники. Внимание, оказываемое образовательной сфере, обеспечивает стране процветание.

Учитель в Канаде — профессия привилегированная. Хорошая зарплата, масса льгот, отпуск по два месяца, так называемый джоб секьюрити и многое другое. Поэтому стать учителем канадской школы очень даже непросто. Выпускнику специального педагогического колледжа не дадут постоянной работы. Вначале он должен наработать некоторый опыт. Поэтому первое время человек, получивший диплом бакалавра образования, может рассчитывать лишь на статус подменного учителя. Он вызывается на работу тогда, когда нужно кого-то заменить. Подменные учителя не являются членами профсоюза и не получают многочисленных бонусов и привилегий, положенных членам. Найти постоянное место работы в школе не очень легко. Но те, кто его находит, живут спокойно и счастливо. Работникам сферы образования Канады гарантирована пенсия в 55000 канадских долларов. Зарплата учителя близка к 100000 в год.

На территории Канады нет общей государственной системы образования, поэтому каждая из десяти провинций составляет собственную программу обучения. Естественно, что между системами обучения каждой провинции и зарплатами учителей есть небольшие отличия.

Провинции разделены на так называемые школьные участки, каждый из которых имеет свой комитет, состоящий из выбранных должностных лиц, следящих за выполнением курса действий и соблюдения школьной программы, назначенной властями провинции. В Канаде есть школы светские и религиозные, поэтому в некоторых провинциях предусмотрены отдельные школьные комитеты для религиозных и светских школ. Помимо государственных в Канаде есть и частные школы. Что касается высшего образования, то оно для всех платное, но в государственных вузах стоимость на порядок меньше, чем в частных. В Канаде есть высшие учебные заведения уровнем ниже, чем университеты. Большинство из них называются колледжами, в них получают прикладные специальности. Педагогическая — одна из таких.

…О престижности учительской профессии в Канаде свидетельствует постоянно растущее количество учителей в стране. Год от года все больше молодых людей мечтают найти работу в сфере образования. Но, несмотря на обилие образовательных и педагогических факультетов в университетах и колледжах Канады, в учебные заведения зачисляются только 10 процентов от общего количества абитуриентов, подавших заявление. Главным условием поступления является (внимание!) не столько хорошие оценки, сколько наличие рекомендаций и опыта в данной сфере деятельности. Абитуриенты должны написать творческую работу на заданную тему, причем работа эта должна быть логично структурирована и демонстрировать владение автором педагогической терминологией. Также во внимание принимается качество написания работы (стилистика, орфография, пунктуация).

Огромное значение в педагогическом образовании уделяется педагогической практике. Она длится 10 недель и считается самой важной и сложной частью учебы. Только после практики становится понятно, что собой представляет работа в школе и получится ли у соискателя стать учителем. Посещения школы начинаются еще во время учебы каждый четверг, но с конца марта школа и ведение уроков становятся основным делом. Сначала практикант ведет совсем немного часов, но постепенно нагрузка увеличивается, и где-то с третьей недели все часы вести приходится студенту, будущему учителю. Основной учитель тоже присутствует на уроках, но его обязанность — смотреть, направлять и оценивать. Кроме того, у каждого студента есть руководитель от вуза. Он официально приезжает пять раз в течение практики и пишет отчет о каждом уроке, который практикант проводит «на показ». Для студентов первая практика длится полный год, без каникул. Раньше программа была рассчитана на два года, но ее решили уплотнить, и теперь она стала более интенсивной.

Есть еще вторая практика, на старших курсах, и несколько летних практик в загородных и городских лагерях. По окончании бакалаврской программы студенты получают дипломы учителя. Большинство первых дипломов считаются временными (от двух до пяти лет). Временные дипломы становятся постоянными после определенного периода успешной работы, обычно два года. Степень бакалавра образования и наличие преподавательского свидетельства не гарантируют трудоустройства, поскольку учителей нанимают на работу местные школьные советы. Как уже было сказано, каждому выпускнику педколледжа нужно пройти стадию teacher-on-call (что-то вроде подменного учителя).

Иногда выпускникам колледжа предлагают должность помощника учителя в одной из частных школ. На нее охотно соглашаются, потому что эта работа дает возможность осваивать тонкости профессии за небольшую зарплату. Для некоторых эта работа становится плавным переходом к учительской деятельности.

Но так или иначе стоит еще раз подчеркнуть, что в Канаде получение работы педагогом имеет конкурсный характер. Прежде всего претендент на место учителя средней школы сообщает о своей квалификации. Для того чтобы получить право преподавания отдельных предметов, необходима дополнительная специальная квалификация. Соискатели, кроме того, должны предоставить информацию о своих интересах и увлечениях. Это также учитывается школьными советами, так как предполагается, что учителя будут вести не только предметы, но и кружки, и другие внеклассные занятия.

Так что думайте сами, решайте сами, легче или труднее жить канадским учителям.

Для справки

В детский сад в Канаде детей обычно отдают в возрасте 5 лет, а в школу ребенок идет, когда ему исполняется 6.

Начальной школой чаще всего считаются классы с 1-го по 6-й. В провинциях, где нет средней школы, начальная продолжается вплоть до 8-го класса, после чего ученики переходят прямиком в старшие классы. Средней школой чаще всего называют старшие классы, в состав которых включены классы с 9-го по 12-й. В Квебеке старшая школа включает классы с 7-го по 11-й, после чего ученики, желающие получить университетское образование, должны сперва отучиться в так называемом коллеже общего и профессионального образования (College d’enseignement general et professionnel) в течение 2 лет.

В Канаде всего 190 школьных дней в году, учебный год официально стартует с первого понедельника сентября (День труда) и длится до конца июня (обычно до последней пятницы месяца). В школах Канады принята за образец британская система образования — поступенчатое изучение основных предметов, большое количество ценных факультативных дисциплин, внимание к творческому и спортивному развитию детей. Кроме того, в Канаде спорт практически национальная ценность: здесь каждый школьник и студент занимается бегом или плаванием, играет в хоккей или футбол.