Точка зрения

Знания

Проблемы управления школой всегда неразрывно связаны с работой ее руководителя. Достижения школы, ее имидж, привлекательность или непривлекательность для родителей — заслуга всего коллектива, провалы — «заслуга» только директора.

​Если школа привлекательна для родителей — это хорошо, но возникает серьезная проблема: многие родители хотят, чтобы ребенку дали максимальный багаж знаний, который понадобится для продолжения образования, а также для будущей профессиональной деятельности.

В современном стремительно меняющимся мире это сделать практически невозможно, а действовать по принципу «чем больше, тем лучше» (родители, например, хотят: два иностранных языка, углубленный русский и математику, информатику, риторику и т. д. и т. п.)… опасно. Во-первых, неизвестно, как это скажется на психике и здоровье ребенка, во-вторых, может оказаться, что всё «мимо цели» — за десять лет учебы мир изменится до неузнаваемости, в-третьих, позиция «ну это же должен знать каждый культурный человек!» мне кажется ошибочной.

Но вернемся к нашему первокласснику, который радостно ходит в школу и не подозревает, что результат его образования — это услуга и товар, за который он расплачивается своим потраченным временем, жизненными силами, а часто еще и… родительскими деньгами. И неизвестно, что из изученного в школе пригодится в жизни, а затраченное (впустую?) время не компенсируется… Соответственно, директор школы должен настроиться и настроить весь коллектив так, чтобы максимально продумать и решить, как помочь ребенку получить знания и не получить нервный срыв, научиться учиться и одновременно социализироваться в обществе.

Поэтому, мы не можем продолжать измерять образование по принципу «сколько часов/недель/месяцев ушло на данный предмет?». Закономерно, что при увеличении количества часов на предмет вдвое, качество подготовки учащихся тоже возрастет, но не более чем на 10–15 процентов — иными словами, просто увеличивая нагрузку на ребенка, мы не улучшим качество.

Сейчас многие учителя сетуют на слабую память учащихся, что также имеет свое объяснение: современные информационные технологии обесценивают попытки нагружать память, так как нужные данные всегда можно найти в Интернете. Соответственно, при максимально возможной модернизации школы директору нельзя забывать и о «примитивных» меловых досках, и о бумажных учебниках. Как показывает практика, наличие в школе открытого Wi-Fi нередко негативно сказывается на работе учащихся (зачем мыслить самому, если можно воспользоваться достижениями других?).

А теперь — к родителям, которые привели свое чадо в школу: часто они не могут понять, что двадцатилетний разрыв со времени их обучения, опыт которого они часто принимают за единственный критерий истинности, заметно изменился, изменились и цели, и содержание образования, появились новые общественные потребности. Нередко родители за критерий школьного благополучия или неблагополучия принимают и «отметки», которые затем становятся причиной максимального количества конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Но к безотметочному обучению и качественной оценке знаний они тоже не готовы…

К сожалению, и престиж учителей в обществе по-прежнему оставляет желать лучшего, а образовательный уровень современных родителей только растет — отсюда недоверие к школе и учителю. К тому же родителей, хорошо осведомленных о своих правах, может не устроить в учителе всё: возраст, пол, внешность, образование, личные качества, даже уровень материального положения, на который учитель может нередко повлиять только ценой собственного нервного срыва из-за колоссальных перегрузок… При этом директор школы должен суметь убедить родителя (иногда даже работающего в местном образовательном ведомстве), что учитель со средним педагогическим образованием и 25-летним опытом работы даст его ребенку в начальной школе гораздо больше, чем некто со степенью доктора педагогических наук. Поверьте, так оно и есть…

Часть родителей при этом считает, что школа хороша только тогда, когда после ее окончания ребенок может легко поступить в «топовый» вуз. Убежденные и целеустремленные мамы и папы даже готовы принять любые условия (дополнительные «платные» предметы, спонсорская помощь, чрезмерная учебная нагрузка на учащихся и т. д.), если школа гарантирует поступление в те вузы, которые соответствуют рейтингу родительских ожиданий.

Но социологические исследования показывают: набор учебных предметов, принятых сегодня на вооружение в школах, к сожалению, не совпадает с интересами молодых людей (опять вспоминаем про лаг в 20 лет — разница между временем учебы родителей и детей). И директору требуется определенная смелость и прозорливость, чтобы ввести предметы (хотя бы в рамках внеурочной деятельности), которые не отпугнут родителей, но заинтересуют учащихся, помогут им развиваться в правильном направлении и пригодятся во взрослой жизни.

Всё это, а также оснащение и обновление материальной базы, заключение договоров и осуществление закупок, участие в общественных мероприятиях и многочисленных заседаниях, написание бесконечных бумаг и заполнение масштабных отчетов лежит на плечах директора школы. И очень жаль, что в сутках только 24 часа, потому что дома нас ждут родные и близкие, которым мы тоже очень нужны!