Закончился очередной учебный год, и мы, в соответствии с привычной циклограммой подводим его итоги и оцениваем достигнутое. Почему же так трудно нам, опытным и начинающим руководителям даются действия оценки и следующего за ней анализа? Разбираясь в этих вопросах, мы обнаружим очередной парадокс.
И связан он с тем, что так ценимые педагогами и родителями качества, присущие нам, руководителям, трепетно и пристрастно относящимся к своему управленческому детищу образовательной организации, в которую мы вкладываем столько времени и жизненных сил, могут стать серьезным препятствием в проведении беспристрастной оценки соответствия требованиям, предъявляемым к ОО.
А вот дать волю пристрастиям мы позволим анализу, «страстью» которого является поиск противоречий, проблем и причин их появления.

Не успели мы сделать первые шаги в изучении процесса управления результативностью, как становимся свидетелями «ссоры» между элементами механизма управления. И зачинщиком в ней оказался… «белый и пушистый» мониторинг!
Разбираясь в этих сложных перипетиях, случившихся не в городе Миргороде у героев повести Н. В. Гоголя, а в системе управления нашей образовательной организации, мы будем вдумчиво разбираться в проблеме дисфункции механизма управления, чтобы с самого начала выстроить эффективный процесс управления результативностью.

Вряд ли найдется хоть один руководитель ОО, который скажет, что мониторинг, анализ и целеполагание — это простые управленческие действия, и с их осуществлением у нас нет проблем. Пожалуй, что совсем наоборот. И именно их недостаточность, неправильность, нечеткость, размытость тянут за собой «все-все-все» остальные проблемы.
Так что, как говорил Винни Пух, «это жжжжж неспроста». А уж в управлении результативностью ничего неспроста не бывает, в чем мы и убедимся, продолжая изучение этого процесса в системе управления образовательной организации.

Уж сколько назидательных слов сказано о необходимости процесса управления результативностью! Да вот только данное требование очень трудно «приживается на почве» наших образовательных организаций. А если пытаемся его насадить системе управления ОО, то вырастает из этого не результат, а множество планов, контролей, отчетов, под грудой которых мы порой уже и забываем о том, для чего же первоначально все это затевалось.
«Может быть, в консерватории что-то поправить?»
Но отложив шутки в сторону, мы будем говорить о сущностных вещах. И не только говорить, а главное, учиться думать и решать «задачу на смысл» этого важного процесса в системе управления образовательной организации.

Неужели целую тему разговора надо посвящать понятию «процесс»? Ведь мы же только и делаем в ОО, что анализируем, планируем, организуем, контролируем, мониторим… процессы! И от их количества уже голова идет кругом: и образовательный, и педагогический, и управленческий, и процессы функционирования и развития, и инновационный процесс…
Будет ли толк от изучения самого понятия «процесс»? Будет, если мы не только вникнем в его суть, но и сравним «картину маслом» целеустремленного процесса с невзрачностью и зияющими пустотами вялотекущего процесса. И «почувствуем разницу», чтобы сделать правильный управленческий выбор…