Проблема: как много в этом слове для управления слилось! Как много в нем отозвалось…

Мы продолжаем разговор о проблемах. И вновь импровизацией пушкинских строк в названии темы обозначим явление, в котором «слилось» много значений.

изображение

Мы легко оперируем в нашем лексиконе понятием «проблема», но не докапываемся до его сути. Вот и отзывается в нашей управленческой практике эта многозначность понятия тем, что мы:

  • решаем проблемы, вместо того, чтобы решать задачи, направленные на их устранение;
  • решаем проблемы, в которых не формулируем вопрос, но при этом с завидным упорством ищем ответ;
  • решаем проблемы, преодолевая преграду, которую не видим и не понимаем, но все силы направляем на преодоление;
  • решаем проблемы, не осознавая сути противоречий, и потому решения наши порой противоречат друг другу, способствуя росту проблем…
изображение

Спору нет, что проблем в управлении каждой образовательной организации очень и очень много. И на их устранение большинство из нас нацелено очень серьезно.

изображение

Проблема — это особый тип целеустремленного состояния.
Проблема: целеустремленное состояние, которым не удовлетворен целеустремленный индивид и в котором он испытывает сомнения относительно того, какой из доступных способов действия изменит данное состояние на удовлетворительное. [1]

Р. Акофф, Ф. Эмери

Но вот какой очередной парадокс мы имеем в нашей управленческой практике. Мы хотим и мы устремлены на то, чтобы ликвидировать существующие проблемы в ОО, и для этого бросаем свои силы на анализ проблем и поиск решений.

Но при этом мы не хотим уделить внимание приращению своих знаний и проникновению в глубины самого понятия «проблема», считая, что теория нам не помощник.

изображение

На самом деле, уж с реальными-то проблемами каждый руководитель ОО знаком не понаслышке. Вот только победителем, справившимся с проблемами, сможет назвать себя далеко не каждый…

изображение

?Задумывались ли вы над тем, что, по сути, все руководители ОО сталкиваются в своих образовательных организациях с одними и теми же общими для всех ОО проблемами? Проблемы недофинансирования, проблемы недостаточной материальной базы, проблемы с кадрами, проблемы введения ФГОС, проблемы качества образования, проблемы с родителями, проблемы в педагогическом коллективе, проблемы дисциплины, организационные проблемы…

И это лишь общий и поверхностный, и далеко незаконченный список вездесущих проблем в каждой ОО.

Казалось бы, вот где должна теория помогать практикам. Вот пусть «теоретики» и создадут пособия и методички, в которых покажут практикам, как справляться с этими проблемами!

Почему же мечты о «рецепте пудинга быстрого приготовления» (Э. Деминг), а точнее, об управленческом рецепте быстрого избавления от проблем, так и остаются мечтами?

Ответ здесь будет один. Даже при наличии общих для всех ОО проблем, ликвидировать их каждая образовательная организация должна сама, т. е. самостоятельно. Сама должна будет выстоять от нашествия проблем и сама справиться с ними.

pen

Учитель открывает дверь, но войти в нее ты должен сам.

Китайская пословица

Аналогию с китайской пословицей мы отнесем к теории, которая лишь открывает нам, практикам, дверь в мир познаний и понимания. Но знать и понимать, как действовать — это задача уже нашего самостояния.

Предыдущий разговор [2] мы закончили на образе проблем, сравнив его с двуликим Янусом — «богом дверей, входов, выходов». Какие же «двери» открываются перед нами, если мы начинаем изучение понятия проблема?

Напомним, что «дверь», открывающая нам путь понимания проблемы как задачи мы оставляем закрытой. И несмотря на значение происхождения слова (др. -греч. προβλήμα — задача), мы теперь знаем, что сама по себе проблема не решается, если не поставлена задача по ее устранению, преодолению и т. д.

?Задача всегда связана с действием, а проблема отражает некое положение вещей, некое состояние, которое необходимо изменить. И уже эту поставленную задачу, направленную на изменение выявленного проблемного состояния, мы и должны будем решать.

изображение

Попробуем заглянуть в следующую «дверь», открывающую нам путь понимания проблемы как вопроса.

pen

Проблема — вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляют существенный практический или теоретический интерес.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Проблема — существенный вопрос, имеющий важное теоретическое и практическое значение, для решения которого наличного знания либо недостаточно, либо возможность его использования далеко не очевидна. (См. научная проблема, научная деятельность, научное познание).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Проблема — знание о незнании; осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (ибо представляет теоретический и практический интерес), включающая в себя два основных момента (этапа движения познания): постановку вопросов и их решение.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Проблема (греч. — преграда, трудность, задача) — объективно возникающий в познании вопрос или комплекс вопросов, ответы на которые не содержатся в имеющихся знаниях.

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь [3]

Итак, перед нами часть достаточно широкого спектра определений, трактующих проблему как вопрос.

изображение
изображение

Значит, проблема это вопрос? Обычно она действительно принимает для нас форму вопроса, вернее, мы сами задаем ей эту форму. …

Но далеко не всякий вопрос является проблемой. Если, например, некто спрашивает у вас, который теперь час, — это не проблема, а вопрос. Но если вы в свою очередь спросите: «Почему вы хотите знать, который теперь час?», вы тем самым превратите, в данном случае, правда, совершенно безосновательно, вопрос в проблему. И ваш собеседник вполне может поинтересоваться: «С какой стати вы раздуваете из моего вопроса проблему?»

В философии все обстоит несколько иначе. Здесь значение имеют только проблемы, но, прежде чем приступать к их решению, их необходимо поставить. Но что это значит — поставить проблему? Это значит дать объяснение, почему возник данный вопрос, почему он должен быть задан не тому или иному индивидууму, но всякому конечному рациональному уму, наделенному культурой хотя бы в минимальной степени. [4]

Андре Конт-Спонвиль

изображение

Проблема — это возникший в ходе научного исследования вопрос или целостный комплекс вопросов, посредством которых фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейшей работы.

Вопрос — это форма научного знания, фиксирующая его неполноту и содержащая установку (команду) на дополнение знания о предмете исследования в определенном аспекте

Содержание научной проблемы выражается посредством вопросов двух типов. Первый тип — это так называемые вопросы разрешения (в англоязычной литературе их называют general questions, categorical questions, yes-or-no questions), в основе которых лежат суждения, задающие определенное множество собственных ответов. Это множество чаще всего включает лишь два возможных ответа на вопрос данного типа, представляющих собой либо утверждение (подтверждение), либо отрицание одного из суждений, лежащих в основе вопроса. Например: «Существуют ли…», «Имеют ли место…?«…

Второй тип составляют так называемые вопросы решения (другие названия — special questions, detail questions, word questions), не имеющие множества собственных ответов в виде утверждения или отрицания, лежащих в их основе суждений. …В этих вопросах не дается исчерпывающего перечисления элементов множества собственных ответов, а лишь указывается область поиска этого множества посредством вопросительных слов «когда?», «где?», «почему?», «сколько?», «что?», «кто?», «какой?» и др.

Вопросы разрешения обычно предшествуют вопросам решения. Они как бы позволяют, разрешают (отсюда и их название) продолжить дальнейшую постановку более конкретных (специальных) вопросов. ….Вопросы решения формируются и располагаются в последовательности, воспроизводящей структуру целей и задач научного исследования. [5]

В. К. Лукашевич

изображение

Вот мы и столкнулись с тем, что теория нам, практикам, оказывается «не по зубам». Но все же давайте попробуем в этом разобраться, тем более, если мы серьезно думали над вопросом обозначения и формулирования проблем.

изображение

И вспоминая свой успешный опыт преодоления проблемы, давайте вспомним, над какими вопросами мы тогда трудились?

изображение

Ну вот, мы сами, своим опытом помогаем себе осваивать теорию. Итак, поставив перед собой «вопрос разрешения» — «Существует ли у нас в ОО данная проблема?», мы ответили на него утвердительно. И это очень важно, поскольку мы не отмахнулись от проблемы, а наоборот, настроились на ее изучение и анализ. Поэтому дальше мы начинаем задавать множество «вопросов решения», вскрывая болевые симптомы и намечая себе вопросами область поиска пока еще не известных нам ответов.

изображение

Верное замечание. Вопросы становятся важными помощниками, если мы устремляемся «на дополнение знания о предмете исследования в определенном аспекте».

изображение

изображениеИ благодаря этим вопросам мы расширяем горизонты познания проблемы. В английском языке эти вопросительные слова иногда объединяют в короткие формулы по первым буквам самых распространенных вопросов: «6W» или «7W+H».

И все же, открыв «дверь» в область понимания проблемы как вопроса, требующего ответа, мы пока не можем добиться прояснения самой сущности проблемы. Возможно, именно поэтому нам бывает трудно четко сформулировать суть проблемы.

Оставив эту «дверь» открытой (данный путь познания нам еще пригодится), попытаемся войти в другую «дверь» и представить проблему как преграду, препятствие.

изображение
изображение

Возможно, вы определили проблему как трудность, как преграду, как препятствие, как то, что мешает и т. п. Да, в чем-то Вы правы.

Но, вспомните, когда вы идете по улице, и на пути встречается лужа. Она ведь тоже является преградой. Но, вы не называете ее проблемой, т. к. вы четко знаете, что надо делать. У вас тут же происходит быстрый анализ ситуации (размеры лужи, ширина тротуара, поток людей, специфика вашей обуви и т. п.) и тут же появляются варианты действий — обойти, перепрыгнуть, развернуться назад… Вряд ли вы обычную лужу назовете проблемой… [6]

З. Горохова

И задавшись вопросом о том, можно ли проблему рассматривать как преграду, барьер, препятствие, мы невольно задаемся встречным вопросом: а всякую ли подобную помеху мы рассматриваем как проблему?

изображение Какими «размерами» должна обладать эта помеха, чтобы стать проблемой? А может быть, не только количественные характеристики становятся для нас определяющими в этой ситуации выбора?

Является ли проблемой само препятствие, или именно сложность и трудность его преодоления становится проблемой для тех, кто с этой ситуацией сталкивается?

И если это так, то препятствие есть важная, но не единственная составляющая проблемы.

изображение
изображение

Трудность — это один из объективных признаков препятствия, определяющийся его величиной и сложностью. …
Трудность — это производное от степени соответствия возможностей… объективным условиям и требованиями деятельности: чем больше несоответствие, тем выше степень трудности препятствия и, наоборот, чем меньше это несоответствие, тем ниже степень трудности препятствия. Таким образом, трудность как объективный признак определенного препятствия категория постоянная, но степень её относительная, зависящая от возможностей человека. [7]

А. Ц. Пуни

Конечно, трудность трудности рознь. Для кого-то их преодоление не требует значительных усилий, а кому-то это становится очень трудным. И за примером далеко ходить не надо, ведь в каждой школе, детском саду и т. д., есть опытные педагоги, которые в своей профессиональной деятельности уже одолели немало трудностей, есть и молодые специалисты, делающие первые шаги профессионального преодоления.
Аналогично восприятие трудностей и у самих образовательных организаций. Для каких-то ОО то или иное препятствие становится преодолимым, а другие их «собратья» так и продолжают «буксовать», не справляясь с подобными трудностями.

Но, все же рассматривая категорию трудности как весомую составляющую преодоления проблемы, мы можем выделить фактор, оказывающий существенное влияние на восприятие трудности. И таким фактором=условием становится неопределенность.

изображение И за доказательным примером далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить, каким препятствием казалось (да и что греха таить, и сейчас кажется) многим ОО введение ФГОС в практику школ и детских садов.
Почему для многих ОО ФГОС действительно стали трудностью?

Одной из весомых причин этого являлось непонимание, а значит неизвестность того, что и как делать, для чего, что и как изменять в устоявшейся практике деятельности ОО. И увеличению этой неизвестности=неопределенности способствовало отсутствие четких рекомендаций и инструкций.

изображение
изображение

Дословно с греческого слово «проблема» означает «преграда». Однако не каждая преграда воспринимается как проблема. Для того чтобы преграда стала проблемой, необходимо, как минимум, два условия:

  • неизвестность того, как эту преграду преодолеть;
  • негативные эмоции по этим поводам (преграды и неизвестности).

 

Таким образом: Проблема = Преграда + Неизвестность + Негативные эмоции.

Драматизм ситуации в том, что негативные эмоции резко снижают способность к наблюдению и мышлению — именно тех качеств, которые нужны для решения интеллектуальной задачи. Более того, негативные эмоции обычно вызывают нежелание решать эту задачу. И возникает порочный круг: преграда и неизвестность усиливают негативные эмоции, негативные эмоции усугубляют преграду и неизвестность. Такова одна из ловушек нашей человеческой природы. [8]

Вот и получается, что проблема представляет собой некий «сплав» не только самой преграды, стоящей на пути достижения цели, не только трудности преодоления, «подпитываемой» неопределенностью, но и наших негативных эмоций, весомо добавляющих «масла в огонь» этого бурлящего котла проблем.

изображение И на самом деле, вряд ли найдется среди нас тот, кто доброжелательно воспринимает само слово «проблема» и радостно ожидает их проявления в практике своей деятельности…

изображение
изображение

Безусловно, мы затрагиваем сейчас и психологические, и мотивационные аспекты проблемы. И это нам тоже очень важно знать и понимать в процессе постановки и решения задач, направленных на искоренение проблемы.

Поэтому, оставив открытой и эту «дверь» в пространство понимания проблемы, обратимся к представлению ее как противоречия.

изображение
pen

Проблема — вопрос или комплекс вопросов, вытекающих из обнаруженного противоречия. К проблемным вопросам относятся те, которые имеют существенный практический или теоретический интерес; сложный теоретический или практический вопрос, содержащий себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении. [9]

Под проблемами обычно понимают противоречия, требующие разрешения, это своего рода трудности по преодолению трудностей. [10]

Проблема — ведущее противоречие цели и ситуации, определяющее движение или
изменение ситуации в направлении цели. Иначе говоря, проблема — это противоречие, требующее первоочередного разрешения [11]

Ну что ж, мы можем себя обрадовать, поскольку именно эта «дверь» открывает нам пространство видения сути проблемы и позволит нам определить ее сущность в наличии противоречий как «стержня проблемы».

изображение

В отличие от задачи, проблема осознается как такая противоречивая ситуация, в коей имеются противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, но диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, могущей разрешить это противоречие. Разрешение противоречий, составляющих стержень проблемы, выступает источником развития научных теорий. [12]

Именно в установлении противоречия как «несоответствия между» мы и должны будем увидеть суть, сердцевину проблемы. О каком же несоответствии, а точнее, о несоответствии между какими позициями нам надлежит вести речь?

pen

Проблема — понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состоянием объекта. [13]
Наличие проблемы — критическое рассогласование между желаемым положением и реальным. [11]

Двойственное понимание. С одной стороны — проблема понимается как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. С другой стороны — проблема означает расхождение между действительным и потенциально возможным. (О. А. Кулагин, 2001) [14]

Выявление расхождения, несоответствия, различий между желаемым и действительным, между тем, что требуется, необходимо, ожидаемо и т. д., и тем, что реально существует, фактически имеется и достигнуто, представляет собой суть и стержень проблемы.

изображение

Именно это выявленное противоречие становится смысловой основой понимания и формулирования проблемы.

pen

Правильно сформулированная проблема — это наполовину решенная проблема.

Японская пословица

Четкая формулировка проблемы является обязательным условием ее решения… В случае ошибочного определения, ни одно решение не может быть верным и не поможет ни ликвидировать трудности в организации, ни предотвратить их появление вновь» (Перляки И., 1983). [14]

изображение
изображение

Понятно недоумение наших коллег, привыкших к кратким и четким формулировкам проблем. Но вот всегда ли такие формулировки становятся наполовину решенной задачей по устранению проблем?

Мы уже упоминали примеры формулирования «вездесущих» проблем образовательных организаций: недофинансирование, недостаток материальной базы, нехватка кадров и многие другие «недо-» и «не». Помогают нам такие формулировки в избавлении от проблем? Судя по тому, что эти и подобные им проблемы давно перешли в разряд долгоиграющих, то нет.

Для анализа нашего управленческого опыта формулирования проблем обратимся к книге Аркадия Ильича Пригожина — известного специалиста и консультанта в области проблематики организаций и управления. [15]

изображение

Чаще всего проблемы обозначаются как жалобы на нехватку чего-то или препятствие в работе: «низкая квалификация работников», «слабая исполнительская дисциплина», «устаревшее оборудование» и т. п. Такие простые, лежащие на поверхности формулировки мы обозначаем как назывные. Их охотно называют клиенты в большом количестве, не всегда вникая в то, что стоит за ними.

С такими формулировками проблем иногда просто нечего делать, ибо непонятно — что за ними стоит

изображение

Ну что ж, до боли знакомая картина с формулировкой назывных проблем. Проблема существует? Да! Проблема обозначена? Да! Формулировка проблемы проясняет причины ее появления и пути ее устранения? Нет!
Вот мы и ходим по замкнутому кругу: жалуемся на проблемы, жалуемся на невозможность их устранения… и опять жалуемся, но теперь уже на усиливающиеся и разрастающиеся проблемы.

изображение

Взять, к примеру, ту же низкую квалификацию. Повышайте! Что мешает? — Дорого теперь посылать на курсы. — Сколько же именно? — Не знаю, но начальство говорит, средств нет. — Но вот потратились же на ремонт вестибюля… Постепенно выясняется, что у руководства предприятия среди ведущих приоритетов нет квалификации работников. И тогда формулировка проблемы переходит из назывной в причинно-следственную: «руководство не уделяет достаточного внимания росту квалификации персонала». Это уже более развитая формулировка организационной проблемы, потому что становится понятнее, чем проблема вызвана. И никакие предложения повышать квалификацию не пройдут, пока не будут пересмотрены приоритеты управления.

изображение

Казалось бы, мы ведь поступаем правильно, пытаясь использовать причинно-следственную формулировку проблемы, позволяющую нам выявить причины появления и последствия развития проблемы. Почему же при этом на практике мы не замечаем особых успехов в деле борьбы с проблемами?

изображениеВозможно, что вместо ответа опять приходит на память образ Змея-Горыныча [6], у которого согласно сказке вместо отрубленных голов вырастали новые… Так же происходит и в нашей практике, пока мы боремся с причинами и следствиями проблем.

Уж очень живуч организм этого «дракона, извергающего проблемы». Он живет и укрупняется в размерах, питаясь и подпитываясь противоречиями, к искоренению которых даже не подступаем.

И все это происходит потому, что в нашей формулировке, а значит, и в нашем понимании сути проблемы, таких позиций не существует. И для того, чтобы в корне изменить ситуацию, нам необходимо научить себя думать над формулировками проблем принципиально по-другому.

изображение

Наконец, идя от следствия к причине, мы все же не достигли еще понимания сути этой проблемы… Кто-то из руководителей разъясняет: мы сильно проигрываем конкурентам по качеству работы, а его не улучшить без повышения квалификации. Но в дирекции преобладает мнение, что имеющиеся средства слишком скудны и тратить их надо на другое. Иначе говоря, тут мы имеем дело с противоречием внутри организации: с одной стороны, повышение квалификации повысит конкурентоспособность предприятия, с другой — средства приходится тратить на другие первоочередные нужды.

Обратите внимание: во-первых, мы теперь имеем дело с новым типом формулировки проблемы как актуального противоречия в управлении, точнее, между его приоритетами. Подобный тип формулировки назовем антитезным. По-моему, это самый развитый и полный тип формулировки практической организационной проблемы. Почему?

Потому, что есть реальное противоречие и, во-вторых, на этом уровне определения мы обнаруживаем проблему в новом содержании: уже не просто недооценку руководством роли квалификации, а естественную конкурентность приоритетов руководства. …

И тогда, в-третьих, от формулировки проблемы мы переходим к постановке задачи для работы.

изображение

Итак, мы получили очень важную консультацию от А. И. Пригожина, который помог нам разглядеть одну из, пожалуй, самых болевых точек не только нашей аналитической деятельности, но и нашего управленческого мышления, наших ведущих установок управленческой деятельности.

изображениеВыявляя проблемы в назывном формате, мы чаще только лишь устанавливаем факт их наличия в наших образовательных организациях, констатируя неудовлетворительное состояние объекта управления. Но «слезами горю не поможешь». А мы же, наоборот, пытаемся нашими жалобами, которые пишем самим себе (!) в наших аналитических документах, как-то (?!) уменьшить боль, наносимую проблемами нашему объекту управления.

И действуем по принципу «поплачь и полегчает!». Назовем проблемы, погорюем об их наличии в ОО и их нашествии на наши управленческие головы, и… продолжаем работать дальше. А через год, подводя итоги и анализируя положение, вновь будем сокрушаться над нашей незавидной управленческой долей…

изображение Работая над формулировками проблем в другом формате, мы хоть и пытаемся понять и разобраться в причинах и следствиях, но затем окончательно путаемся в лабиринте выявленных негативных позиций, так и не видя «света в конце тоннеля». И пытаясь пробиться сквозь этот сложный и запутанный лабиринт, в котором причины и следствия, переплетаясь друг с другом, создают непроходимые преграды на нашем пути, с горечью говорим себе, что справиться с этими проблемами в наших условиях невозможно…

изображение И чтобы полученная консультация не прошла без надлежащего урока для нас, давайте выполним вот такое «домашнее задание».

Возьмем «свежий» том наших аналитических материалов, который мы совсем недавно составили по итогам предыдущего года. Найдем в нем позиции, отражающие выявленные в нашей образовательной организации проблемы. И теперь со знанием дела отметим карандашом на полях:

изображение— проблемы, представленные в назывном формате с констатацией наличия недостатков. Подсказка: это всегда формулировки с отрицанием: не- и недо- или указанием признаков слабых позиций, низких показателей и т. д.;

изображение   — проблемы, в которых указываются причины того, чем они вызваны. Подсказка: это, как правило, формулировки с указанием того, из-за чего и почему возникла проблема.

изображение
smile

Из «классики» управленческого жанра.

Проблема недофинансирования возникла из-за недостаточного финансирования…
Проблема неэффективности управления связана с низкой эффективностью управления…

Конечно, вряд ли многим из наших коллег захочется перечитывать итоговые аналитические материалы. Но все же лучше будет это сделать.

И для того, чтобы еще раз убедиться в правильности выделенных болевых точек, на которые нам указал А. И. Пригожин.

И для того, чтобы теперь посмотреть на «творение рук своих» и своими глазами представить масштаб нами же продуманных неправильных формулировок проблем.

И для того, чтобы попытаться самим ответить на вопрос: почему эти формулировки не закладывают основу решения задач по их устранению?

изображение

Продолжение «классики» управленческого жанра.

Проблема недофинансирования возникла из-за недостаточного финансирования. Задача: необходимо обеспечить достаточное финансирование.

Решение задачи: ???

Проблема неэффективности управления связана с низкой эффективностью управления.
Задача: необходимо повысить эффективность управления.

Решение задачи: ???

изображение

Никоем образом не принижая наши способности и прилагаемые нами усилия, давайте попытаемся разглядеть в этой и подобных ей репликах… проблему. Да, именно так, увидеть нашу управленческую проблему, проблему нашей аналитической некомпетентности, являющуюся одной из весомых причин неэффективного управления в ОО.

И в формулировке перейдем от жалоб на нашу незавидную долю и поисков причинно-следственных связей — к пониманию того, в чем же корень этой проблемы, и какие задачи по ее устранению мы должны перед собой поставить и решить.

А корень проблемы, которую мы хотим искоренить, скрывается в противоречии, т. е. в несоответствии между тем, что должно быть, и тем, что есть в реальности.

изображение

А должно быть эффективное управление. И результатами такого управления должно стать устранение проблем или сведение их минимуму. И эффект такого управления должен рассматриваться как уменьшающаяся разница между реально существующими и выявленными проблемами в практике ОО и теми проблемами, которые стали не только обозначенными как насущные проблемы в образовательной организации, но и теми, с которыми управляющая система ОО смогла успешно справиться.

изображение
изображение
изображение

Мы уже говорили об идеале и его роли, которую он играет в управлении, и применяли прием идеализации [16].

изображение

Система стремления к идеалу — это целенаправленная система, которая по достижении любой из своих целей или задач стремится к новой цели или задаче, которая еще больше приближает ее к идеалу.

Таким образом, система стремления к идеалу включает понятие «совершенства» и стремится к нему систематически, т. е. последовательным шагами [17].

Рассел Акофф

pen

Идеализация — 2) представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем есть на самом деле, в действительности; 3) наделение качествами, соответствующими идеалу [18].

Поэтому при исследовании противоречий нам необходимо задавать высокую планку идеала, чтобы обеспечивать целеустремленность наших действий, ведь мы же хотим добиться более совершенного состояния нашей образовательной организации.

Напомним, что проблема — это особый тип целеустремленного состояния (Р. Акофф). И для выявления проблемы нам надлежит сравнить идеал с той реальностью, которая есть и существует сейчас в образовательной организации.

А в реальности складывается картина управления, неэффективно работающего с проблемами, поскольку устраненных проблем, т. е. тех, с которыми управлению удалость успешно справиться, меньше, чем выявленных. А те проблемы, которые смогли выявить составляют лишь толику, лишь часть реально существующих проблем.

изображение

И вот теперь, когда мы докопались до сути базового противоречия как несоответствия между необходимой целеустремленностью управления на устранение проблем и реальным отсутствием данных целевых ориентиров управленческой деятельности, мы должны углубиться в истоки этого противоречия.

Поскольку именно аналитическая деятельность «отвечает» за выявление и устранение проблем, то теперь наше внимание в исследовании противоречий мы направляем именно к этой важной составляющей управления.

изображение

И здесь уже со знанием дела, поскольку нам знакома структура аналитической деятельности [19], и проделана серьезная работа над своими ошибками в нерадивом анализе [20], мы можем выявить следующее противоречие.
Это будет несоответствие между «идеальным» анализом, обеспечивающим нам знание о проблемах в ОО, понимание их причин, истоков и рисков и проектирование задач с выбором путей их решения, направленных на устранение выявленных проблем, и тем «нелюбимым» анализом, который реально осуществляется в нашей практике.

А аналитическая практика «грешит» либо просто констатацией негативных проявлений в деятельности ОО без понимания сути проблем и при отсутствии задач по их устранению. Либо «делает упор» на углубление в поиск проблем без необходимого выхода на решение по их устранению.

изображение

Абсолютно верно! Поэтому следующий «пласт» противоречий будет логическим переходом от самой аналитической деятельности к субъектам этой деятельности, т. е. тем, кто участвует в ней и добивается достижения поставленных целей.

Поэтому представив «идеал» компетентных участников аналитической деятельности, знающих и умеющих не только выявлять проблемы в ОО, но и развивающих свои способности в области постановки и решения задач, направленных на устранение проблем, сравним это желаемое с действительностью.

А реальность нашей практики такова: фактический уровень аналитической компетентности, который демонстрируют и управленцы, и педагоги в образовательных организациях далек от идеала.

И компетенции в области проблематики и проектирования задач и способов действий, которыми должны обладать все участники аналитической деятельности, являются в большинстве случаев лишь написанными нормативными требованиями, но не компетентностью как компетенциями в действии.

изображение
изображение

Мы не «открываем Америки», на данном примере мы учимся думать и четко формулировать проблему, вытекающую из противоречий. И сформулировать проблему мы должны так, чтобы ее обозначение позволяло нам увидеть перспективу задач, над которыми нам предстоит трудиться, чтобы устранить проблему.

изображение

Какие же задачи должны вытекать из полученной нами формулировки проблемы?

изображение

До боли знакомые формулировки задач=лозунгов… Если низкий уровень, то надо повысить… Если слабо, то надо усилить… Если недостаточно, то надо сделать так, чтобы стало достаточным…

изображение

В общих чертах и для задач=лозунгов это, возможно, и правильно, но для устранения проблемы неэффективного управления, этого явно будет не достаточно.

Выявленная нами проблема гораздо сложнее, чем одна из причин, ее порождающих. И если мы начнем «отрубать головы дракона», то сам дракон (а именно этот образ очень подходит к описанию неэффективного управления) все равно будет существовать.

изображение

?Знакома ли вам столь прижившаяся в нашей управленческой практике ситуация принятия решения, в которой ориентир на результат либо отсутствует, либо переходит в «лист ожиданий»? Речь идет о привычном для нас алгоритме столкновения с вопросами, в которых мы «упираемся» в недостаточный уровень компетентности участников деятельности. И решение приходит тут же: направить таких-то на курсы повышения квалификации по такой -то тематике. Казалось бы, правильное решение…

Вот только его результативность мы сможем оценить только по завершению курсов, когда наши сотрудники, обогащенные знаниями, начнут применять их на практике (да и начнут ли?). И будут ли полученные знания достаточными для решения той проблемы, ради решения которой мы направляли их на курсы повышения квалификации? И смогут ли наши сотрудники применить эти знания в специфике условий нашей образовательной организации?

Но главное, что пока идет процесс обучения наших работников, проблема, над решением которой мы задумались, не будет нас ждать. Наоборот, в условиях «нерешаемости» она начнет не только расширять область своего проникновения в деятельность ОО, но и углублять свои корни в практике нашей образовательной организации. Способны ли мы будем справиться с новыми проявлениями этой проблемы, или новыми проблемами, вызванными этой нерешенной проблемой?

изображение

Вторая уникальная особенность изменений, с которыми мы сталкиваемся, является менее заметной, но, возможно, более для нас опасной. Впервые привлек к ней наше внимание Дональд Шон, указавший, что по мере ускорения темпов перемен сложность встающих перед нами проблем возрастает. Чем сложнее эти проблемы, тем больше времени требуется для их решения. Чем больше возрастает темп изменений, тем быстрее изменяются проблемы, которые нам необходимо решить, и тем меньше времени будут верны решения, которые мы находим.

Следовательно, к тому времени, как мы найдем решения стоящих перед нами проблем, сами проблемы изменятся настолько, что наши решения утратят релевантность и эффективность, а то и окажутся мертворожденными [21].

Вот и получается, что задача, на решение которой мы возлагали столько надежд, не помогает нам решить проблему нерезультативной аналитической деятельности в ОО, а по мере помещения ее в «лист ожиданий» еще более ослабляет эффект устранения проблем в ОО.

изображение
изображение
изображение

Браво! И еще раз браво! Именно так и необходимо поступать, устремляясь на ликвидацию главного противоречия.

Однако при всей правильности подхода на данном этапе изучения мы сможем лишь вновь и вновь повторять свои же привычные ошибки в постановке задач=лозунгов без понимания путей их решения.

изображение

И причиной этому будет недостаточность наших знаний в области проблемно-ориентированного анализа как целостной технологии, включающей четкие этапы движения от выявления проблем до поиска решения поставленных задач, направленных на устранение проблем.
Поэтому наша попытка перешагнуть важные этапы проблемно-ориентированного анализа всегда будет обречена на провал.

изображение

Поэтому если мы хотим избежать рисков неэффективного управления, не справляющегося с проблемами в образовательной организации, то нам предстоит следом за дверью, открывшую перед нами пространство смыслов проблемы как противоречия, открыть следующую дверь.

изображение

И это будет наше открытие в увлекательную область проблемно-ориентированного анализа, где пока еще скрываются от нас целевые и технологические «секреты» аналитической деятельности, ориентированной на поиск проблем и нахождение решений задач, направленных на их устранение.

Литература

[1]. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. Пер с англ. Под ред. И. А. Ушакова. М. «Сов. радио», 1974, 272 с., С.115.
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Проблема: как много в этом слове для управления слилось… [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/problema_kak_mnogo_v_etom_slove_dlya_upravleniya_slilos
[3]. Проблема [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://terme.ru/termin/problema.html
[4]. Проблема /Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://philosophy_sponville.academic.ru/1588/Проблема
[5]. Лукашевич, В. К. Философия и методология науки: учеб. пособие / В. К. Лукашевич. — Минск: Соврем, шк., 2006. — 320 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://studfiles.net/preview/5403915/page:72/
[6]. Горохова З. Проблема… или задача? [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://psy-forlife.ru/problema-ili-zadacha.html
[7]. Пуни, А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте: Учебное пособие / А. Ц. Пуни. Л.: ГДОИФК, 1977. — 48 с., С. 23.
[8]. Как прояснять проблемы [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://lasgob.livejournal.com/6216.html
[9]. Проблема/ Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. — Ставрополь: изд-во СтГМА. Т. Б. Сергеева. 2009. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://philosophy_for_students.academic.ru/470/Проблема
[10]. Лапыгин Ю. Н. Системное решение проблем. — М.: Эксмо, 2008. — 218 с., С. 18.
[11]. Там же. Цитирование Лафта Дж. К. Управленческие решения: Учебное пособие. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. С. 13.
[12]. Проблема/ Головин С.Ю., Национальная психологическая энциклопедия. Словарь практического психолога. — Мн.: Харвест, 1998. — 660 с. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://vocabulary.ru/termin/problema.html
[13]. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М. — 2002. — 314 с., С. 301.
[14]. Левяков Олег. Решение проблем или принятие решений? [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://www.src-master.ru/article26206.html
[15]. Пригожин А. И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с., С. 311–312.
[16]. Асмолова (Плахова) Л. М. Процесс управления результативностью: от беспристрастной оценки — к пристрастному до проблем анализу [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/process_upravleniya_rezul_tativnost_yu_ot_bespristrastnoj_ocenki_k_pristrastnomu_do_problem_analizu
[17]. Акофф Р. Акофф о менеджменте — Спб.: Питер, 2002. — 448 c., С. 76.
[18]. Идеализация/Начала современного естествознания: тезаурус [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://terme.ru/termin/idealizacija.html
[19]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Всадник без головы», или управленческая аналитика без смысла [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/vsadnik_bez_golovy_ili_upravlencheskaya_analitika_bez_smysla
Асмолова (Плахова) Л.М. «Всадник без…» видения вперед, или бессмысленность управленческой аналитики без будущего [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/vsadnik_bez_videniya_vpered_ili_bessmyslennost__upravlencheskoj_analitiki_bez_buduwego
[20]. Асмолова (Плахова) Л. М. Работа над ошибками: пять плюс один вопросов «почему?» к нерадивому анализу [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/rabota_nad_oshibkami_pyat__plyus_odin_voprosov_pochemu_k_neradivomu_analizu
[21]. Акофф Р. Акофф о менеджменте /Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой — СПб.: Питер, 2002. — 448 с., С. 12.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0