Процесс управления результативностью: от беспристрастной оценки — к пристрастному до проблем анализу

Находясь в самом начале изучения процесса управления результативностью в системе ОО, мы все еще никак не можем продвинуться вперед на нашем «плацдарме боевых действий», а только готовим силы для наступления.

изображение
изображение

Действительно многим руководителям может показаться, что это ненужное замедление, «пробуксовка» на старте только отнимает у нас силы и время перед марш-броском в борьбе за результативность деятельности ОО. Но давайте обратимся к практике и зададимся вопросом о том, где же, в каком «месте» процесса управления мы, как правило, «буксуем»?

?Знакомо ли вам состояние после наполненного тяжелыми буднями учебного года, когда мы, не желая повторять пройденных ошибок, мечтаем о том, что уж на следующий-то год мы постараемся сделать «все как положено»? И «правильно» проведем анализ этого трудного года, и «правильно» поставим цели, и планирование сделаем «правильно», не списывая его наспех с прошлогоднего… И, вот тогда-то, в следующем году сможем, наконец-то, управлять системой «правильно»…

smile

Мечтать не вредно!

И следуя этому «правильному» порыву, мы усаживаем себя за стол, обкладываемся необходимыми материалами, начинаем осуществлять задуманное и…

…И по прошествии некоторого времени (его количество зависит от объема нашего терпения), с досадой откладываем начатое, понимая, что выполнить это «все как положено» — нереально!

Даже имея правильно собранную статистику (спасибо мониторингу!), мы, пытаясь сделать «правильный» анализ, тонем в объеме информации, погрязаем в «месиве проблем», и так и не доходим до задач, обеспечивающих их решение. Вот и останавливаем мы свой анализ, довольствуясь тем, что у нас получилось вместо него — свод статистики итогов предыдущего учебного года

Ну, а поскольку новый учебный год ждать не будет, и оперативные задачи сразу же закручивают нас в водоворот дел, то, говоря себе, что мечтать об управленческом идеале бессмысленно, т. е. вредно, и мы лишь напрасно тратим время, вновь возвращаемся в привычную для нас практику.

Именно потому, что наш опыт аналитической, а точнее, оценочно-аналитической деятельности не является успешным, мы не видим толк в необходимости разобраться в сути действий, связанных с оценкой и анализом. Поэтому и рассматриваем их изучение как досадную «пробуксовку» на старте обучения.

Но на самом-то деле «буксуем» мы не в ходе процесса изучения, а именно в практической деятельности, не справляясь ни с оценкой, ни с анализом, ни с целеполаганием, ни с управлением результативностью.

smile

Как часто мы иронически используем только первую часть поговорки, но забываем о важном ее продолжении.

Мечтать не вредно! Вредно не мечтать!

И оказывается, что от перемены мест не меняется сумма слов, но меняется смысл.

Поэтому давайте не только мечтать, но и приближать к реальности свою мечту о том, чтобы управлять «правильно». И для этого, какими бы сложными не казались нам предстоящие вопросы изучения, будем «грызть гранит науки» и «вгрызаться» в проблемные области нашей практики.

И для этого поставив вопросы в одних из самых трудных действий процесса управления результативностью, начнем в них разбираться.

изображение

А добавить нам мотивации в необходимости освоения оценки и анализа поможет внимательный взгляд на наш «плацдарм боевых действий», из которого следует, что аналогичные действия мы должны будем проводить не только на старте и обязательно на финише. Они станут обязательными, хоть и в несколько уменьшенном их объеме, во всех промежуточных звеньях процесса управления результативностью.

изображение

Поэтому осознавая, что мы уже с первых шагов закладываем в основу процесса управления важные «кирпичики» успеха, приступим сначала к изучению действия оценки, а в следующем разговоре будем проникать в тайны аналитического действия.

Итак, говоря об оценке, мы можем образно представить себе суть этого действия, направленного на определение соответствия, а чаще всего, несоответствия между требуемым и реальным состоянием объекта.

изображение
изображение

Не желая никоим образом обидеть руководство многих образовательных организаций, стремящихся и все делающих для того, чтобы их ОО соответствовали требованиям, давайте, все же обратим внимание в реплике на достаточно емкое по смыслу междометие «может быть».

pen

Междометие — часть речи, включающая неизменяемые слова и словосочетания…, служащие для выражения эмоций…, ощущений, … и других реакций, не называя их. Междометия… выступают как слова-сигналы [1].

И сначала, убрав эмоции, честно признаемся (не перед лицом начальства или проверяющих), а самим себе, что вряд ли найдется среди нас хоть один руководитель, который бы смог абсолютно уверенно сказать, что его ОО полностью соответствует требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.

изображение

А теперь обратим внимание на сигнал, который посылает нам междометие «может быть». Это сигнал о нашей неуверенности. Может быть, ОО соответствует требованиям, а может быть, и нет? Знаем ли мы это точно? Владеем ли мы достаточной информацией? Уверены ли мы в этом соответствии?

изображение

Спорить с такой оценкой все возрастающих требований к ОО трудно, и их количество на самом деле растет непомерно, что и составляет предмет постоянной головной боли (в прямом и переносном смысле этого слова) для всех руководителей. Что же делать, как нам быть?

Продолжать сетовать «на незавидную нашу долю», увеличивая тем самым свою неуверенность? Или, засучив рукава браться за решение задачи обеспечения требуемого соответствия?

изображение

Ну, а раз так, то и давайте приступим к делу. Итак, мы должны осуществить действие оценки, в котором определяем соответствие начального состояния объекта управления установленным требованиям. Из каких же задач складывается его реализация?

изображение
изображение

При всей кажущейся ясности цели действия оценки, давайте все же не будем торопиться, а еще раз апробируем на практике уже имеющуюся в нашем распоряжении «формулу целеполагания» [2].

изображение

Поставив в действии 2 первую задачу, формируем образ результата и для этого задаемся вопросом: чего же мы хотим достичь, определив соответствие начального состояния объекта управления установленным требованиям?

изображение

Итак, согласно такому образу результата, мы ведем речь о том, что нам нужна оценка соответствия объекта управления установленным требованиям. Казалось бы, все верно.

изображениеНо для того, чтобы быть уверенными, подключаем «внутреннего критика» и задаем себе наводящие вопросы: А какая это должна быть оценка? Какие требования к ней мы сами предъявляем? В какой оценке соответствия нуждается система управления и процесс управления результативностью, в частности?
И чтобы эти вопросы не казались бы нам «за уши притянутыми», давайте обратимся к собственной практике.

?Знакомо ли нам ощущение досады, когда мы видим свои образовательные организации в очередном списке не соответствующих…, не выполнивших…, не предоставивших…, не указавших…, не обеспечивших…, и прочих других «не-»…? Будучи людьми, очень ранимыми и трепетно относящимися к любым негативным оценкам в адрес нашего детища — образовательной организации, управлению которой отдаем столько времени и жизненных сил, мы эмоционально переживаем, когда нам указывают на недостатки в нашей школе, детском саду, доме творчества и т. д.

Такие же эмоции испытывают и педагоги, в чем вы сами не раз убеждались, когда приходилось говорить о недостатках и несоответствиях в работе учителей, воспитателей и многих других представителей нашего педагогического сообщества в ОО.

smile

У меня профессия тонкая, нервная. … Хочешь указать на ошибки, то сначала похвали.

Фраза Охотника из к/ф «Обыкновенное чудо»

А вот теперь мы сами поставлены перед сложной задачей оценивания объекта управления, и наша система управления ОО должна с ней справиться без эмоций, без пристрастий, чтобы иметь объективную картину соответствия/несоответствия требованиям.

Но вот без пристрастий и объективно увидеть отражение объекта управления в зеркале требований, предъявляемых к ОО, нам не всегда удается.

изображение

Вот и стараемся для своей ОО подобрать «правильное зеркало», чтобы в его отражении наш объект управления всегда бы выглядел «правильно» и соответствовал требованиям. Либо вовсе обходимся без такого зеркала, считая, что дела в целом идут неплохо.

И поступаем мы так, не потому, что так уж и не хотим выявлять свои недостатки в процессе своей же самооценки. А подталкивает нас к этому боязнь, что об этих недостатках узнает вышестоящая система…

изображениеВот и скрываем эти несоответствия от себя, «не выметая сор из избы». Вот и стараемся не замечать их, «заметая» проблемы несоответствия «под ковры» красивых программ, пряча их под витиеватостью задач и прожектов.

Но груды проблемного мусора от таких наших управленческих «уборок» меньше же становятся, а наоборот, не решаемые и не решенные, скапливаясь вместе, они начинают заявлять о себе все явственней и источать признаки, которые все равно доходят до вышестоящей системы.

Так что, как бы мы ни боялись, что нас будут ругать, скрывая проблемы несоответствия, мы делаем себе только хуже.

?Поэтому при всей нашей «нелюбви» к объективной оценке, но процесс управления результативностью с самого его начала должен иметь реальную, объективную картину соответствия/несоответствия существующим требованиям.

Поэтому исправив, а вернее, уточнив, какими важными признаками должна обладать оценка соответствия, продолжим задавать себе наводящие вопросы.

изображение

изображениеИ теперь наше внимание в разработке образа результата приковано к позиции требований. Задавая себе наводящие вопросы о том, что же собственно, представляют собой требования, кто их устанавливает и в чем, мы продолжаем оттачивать формулировки (но не ради самих формулировок и «красного словца», а для понимания сути действия, нам предстоящего).

pen

Требование. Имеет несколько значений.
Требование (действие) — действие, выражающееся в настойчивой, категорической, просьбе исполнить что-либо.
Требование (условие) — условие, стандарт.
Требование — документально зафиксированные потребности [3].

Кто же устанавливает требования к образовательной организации? Ну, уж на этот вопрос каждый руководитель ОО ответит без запинки. Конечно же, вышестоящая система, которая в системе образования представлена федеральными, региональными и муниципальными органами управления образованием.

И главным выразителем основных требований к образовательной организации является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», внимательно читая который, мы можем увидеть вот такую статистику: слово «требование» используется в нем больше 120 раз! И даже если с учетом типа образовательных организаций это количество несколько уменьшится, то легче нам от этого не станет, поскольку груз ответственности за неисполнение требований все равно будет велик.

Да и реального уменьшения все равно не будет, учитывая количество требований в потоке нормативно-правового регламентирования различных направлений деятельности ОО и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровнях управления образования.

изображение

Стоит ли говорить о том, что знание всей совокупности требований, предъявляемых к деятельности образовательной организации, является непреложной частью функционала — обязанностью руководящих кадров и должностных лиц?

Стоит ли говорить о том, что исполнение государственных, региональных и муниципальных требований к деятельности ОО является их обязанностью?

Стоит ли говорить о том, что выполняя свои компетенции на всех уровнях управления, вышестоящая система должна и обязана контролировать исполнение этих требований в образовательных организациях?
Безусловно, перечисленные позиции являются для всех руководителей ОО «азбучной истиной» иерархии управления. И возможно не стоило их повторять, поскольку эти «азы» управления осваиваются в ежедневной реальной практике быстро, прочно и навсегда.

Но помимо государственных требований образовательная организация несет ответственность и за исполнение социальных требований, социального запроса к образованию.

Образовательная организация является не только государственным (муниципальным) учреждением, но и социальным институтом взращивания поколений, в открытые двери которого приходят и маленькими детьми, и подростками; и ставшими взрослыми родителями детей и перешедшими в достойный возраст, став бабушками и дедушками своих внуков. И живя рядом, по соседству с образовательной организацией, и приводя в нее своих детей, все они являются выразителями разных, подчас противоречивых мнений, суждений, ожиданий, требований, которые, в свою очередь, объединяются в социальные, общественные (созданные в обществе) потребности [4] к образованию.

Получая такой заказ социума, в котором живет и работает образовательная организация, она тоже должна и обязана его выполнять, рассматривая эти требования именно как наказ, порожденный обществом.

pen

Наказ (ст.слав. — приказ) — это форма распоряжения, выражающего пожелание, совет, просьбу, поучение жить по определенным правилам или достичь поставленной цели [5].

изображение

«Семья — ячейка общества» — как часто мы произносим эту фразу, доставшуюся нам в наследство от страны, которая строила коммунизм! Но теперь обратимся к ней в другом социальном аспекте, поскольку именно из этих семейных «ячеек» мнений, пожеланий, суждений, позиций, мировоззрений, отношений к образовательным организациям и образованию в целом «рождается» социальный заказ.

И в этих же «ячейках», в конечном счете, и «складывается» то самое общественное мнение об образовательных организациях (детском саде, школе, доме творчества и т. д.) и формируется имидж нашей образовательной организации в социуме как ответ, получаемый ею от общества на социальный запрос к образованию.

изображение

«Родители голосуют ногами», приводя или не приводя к нам, или уводя из нашей образовательной организации своих детей. Так любил говорить Л. И. Мильграм, уникальный директор 45 школы, которая сейчас носит его имя.
И этот голос каждой семьи есть социальное отражение соответствия или несоответствия потребностей родителей в образовании их детей, представляемых как социальные ожидания и к качеству образования, и к условиям пребывания детей ОО.

изображениеСпору нет, что и у наших детей, и в этом «невзрослом» сообществе есть свои «требования»-потребности. Конечно, всем нам, и педагогам, и родителям понятны детские желания: уменьшить количество уроков, убрать «домашку», сделать необязательными почти все предметы в школе, увеличить каникулы, и прочие, прочие «потребности» [6], через ощущение которых все мы сами проходили, будучи школьниками.

Но для нас, взрослого сообщества — родителей, педагогов и руководителей ОО, сейчас важно, что главным результатом всех наших усилий по исполнению государственных требований и социальных запросов к ОО является мотивированность детей к образованию, развитие их интереса к познанию, желание учиться и проявлять свои развивающиеся способности в различных сферах образовательной и социальной деятельности в ОО.

изображение

И обо всем этом мы говорим не ради того, чтобы напомнить источники требований к ОО и еще раз акцентировать наше внимание на понимании того, ради кого и чего работает наша образовательная организация. (Более подробный разговор нам еще предстоит в ходе обсуждения темы «Стратегическое управление ОО», в которой мы вновь вернемся и понятиям социальных потребностей, социальных ожиданий, социального запроса и социального заказа).

Сейчас, продолжая разработку целей проведения оценки объекта управления, мы можем более четко сформулировать образ результата данного управленческого действия, в котором мы остановились на двух важных позициях.

изображение

И если в одной части ответа на поставленные вопросы никто из руководителей не сомневается, и без запинки ответит, что речь идет об установленных государством требованиях к деятельности ОО. И в этой несомненности выражается весь каждодневный опыт управления ОО, опирающегося на неукоснительное соблюдение нормативно-правовых регламентов, исходящих из вышестоящей системы.

изображение

То вот вторая часть требует особого внимания, поскольку речь пойдет об оценке соответствия результатов работы ОО по отношению к социальным запросам к образованию.

Но ведь общество же не посылает нам никаких официальных бумаг-требований как документально зафиксированных потребностей, которые ОО должна была бы исполнять и об исполнении доложить. И «социальный запрос» является лишь обобщенным понятием, а не нормативно-правовым актом-требованием.

изображение
изображение
smile

Новая образовательная услуга населению: жалоба в один клик!
И образовательные организации сразу же получают отклик от вышестоящей системы…

Вот так и работаем без официального социального запроса к образовательной организации, зато налицо имеем отражение «отсутствия его присутствия» в деятельности ОО. И представлено это «лицо» весьма существенным параметром, характеризующим работу ОО, — наличие жалоб и обращений граждан!

изображение

Ну вот, когда «задело за живое», в ход идут оценки справедливо/несправедливо.

pen

Справедливый — 1) действующий беспристрастно; соответствующий истине.
2) истинный, правильный
3) осуществляемый на законных и честных основаниях [7].

И быть беспристрастными «судьями» в таком оценивании очень трудно, ведь у каждой из сторон «своя» правда. И если мы хотим, чтобы таких конфликтных ситуаций было меньше, давайте изначально поступать справедливо.

pen

Si vis pacem, para justitiam.
Если хочешь мира, устанавливай справедливость.

(Надпись на Дворце мира в Гааге) [8]

Поэтому с первых шагов процесса управления результативностью минимизируем последствия одной очень явной несправедливости. Она связана с тем, что оценивая работу ОО только лишь исходя из государственных, нормативно закрепленных требований, руководство ОО, как правило, не видит необходимости в оценке соответствия качества образования и условиям, созданным в ОО, исходящим из социального запроса.

изображение
изображение

Не будем обижать то значительное большинство руководителей, которые, разрабатывая стратегию ОО, опираются на социальный заказ к образованию и преломляют его через конкретные условия своей образовательной организации.

Но при этом, если мы отнесемся к этим вопросам своей практики беспристрастно и самокритично, то увидим, что в нашей тактике действий лишь в редких исключениях присутствует позиция, связанная с оценкой соответствия результатов деятельности ОО именно социальному запросу.

Поэтому, к сожалению, чаще всего так и получается, что даже если социальный запрос выявлен и в самой ОО представлен как элемент разработки стратегии образовательной политики, то вот с оцениванием выполнения этого запроса мы явно «хромаем».

Поэтому, чтобы не повторять таких ошибок, мы, находясь еще только в начале процесса управления результативностью, должны уточнить цели оценки, отразив в них важную позицию соответствия социальному запросу.

изображение

И вот теперь, когда в образе результата действия оценки мы представили обе стороны, от которых исходят требования к ОО, наступает время поставить перед собой главный и существенный вопрос: а для чего, собственно, нам нужна такая объективная оценка соответствия требованиям?

изображение
изображение
изображение
изображение

И вновь наш опыт, теперь уже не только управленческий, но и педагогический, направляет нас и подсказывает нам путь рассуждений и осмысления.

?Задумывались ли вы о роли школьной оценки, а точнее, о ролях, которые она выполняет? Это и мерило знаний, это и стимул, это и побудитель к успешности, это и информатор о положении дел в учебе, это и контроль, это и фактор коррекции, это и «направитель» дальнейших действий, это и «расчетчик» усилий, которые еще необходимо приложить, чтобы добиться успеха, это и…

Мы можем перечислять много ролей, которые выполняет оценка, не забывая и об обучающей, воспитывающей, рефлексивной и других ее функциях в образовательном процессе.

изображение

Почему же сейчас, когда речь идет об оценке соответствия объекта управления в процессе управления результативностью, и мы размышляем над вопросом, для чего она нужна, как правило (и это отражено в опубликованных на сайтах ОО материалах самообследования), оценка сводится лишь к установлению факта соответствия/несоответствия?

изображение
smile

— Ну, товарищи, кто за то, чтобы признать работу правления гаражно-строительного кооператива «Фауна» удовлетворительной?
— Почему удовлетворительной-то? Надо признать работу хорошей.
— Верно. Славно потрудились. Можно и хорошей.
— Большие молодцы!
— Да чего там, признать прекрасной и пойти домой!
— Нет, товарищи, у нас не может быть хорошей работы. Бывает удовлетворительная и неудовлетворительная.

Фрагмент из к/ф «Гараж»

Нет ли в этом нашем намеренном сведении оценки до факта установления соответствия/ несоответствия аналогии со столь знакомой всем нам с советских времен «двухбалльной» оценкой работы?

Такой риск, безусловно, существует, если, проектируя цели действия оценки, мы ограничиваемся лишь фактом установления соответствия или несоответствия объекта управления выше обозначенным требованиям.
И такого риска мы должны избежать, для чего в целях (а значит и в будущих наших действиях) мы будем ориентироваться на получение информации для последующего анализа, в ходе которого от поиска причин несоответствия и выделения проблем, мы сможем очертить круг задач, направленных на решение и разрешение выявленных проблем несоответствия.

изображение

Именно поэтому, формулируя цели, мы и сосредотачиваем свое внимание на вопросе о том, для чего же нужна объективная оценка соответствия требованиям.

?И отвечая на него, обязываем себя проводить беспристрастную оценку, которая заложит основы эффективного анализа выявленных несоответствий.

изображение

Ну, а теперь, когда образ результата действия оценки предстал перед нами «во всей красе» смыслов и понимания, т. е. обрел ясные и четкие черты результата достижения, соединим его с «целенаправляющим» глаголом, и получаем законченную формулировку цели.

изображение

В данном примере в качестве такого глагола выбран ориентир на получение знаний, т. е. обретение необходимой для управления информации о реальном положении дел, которую мы можем получить, осуществляя беспристрастную оценку соответствия.

И вот теперь с такой целевой установкой к действию, мы готовы приступать к разработке следующей задачи, напрямую связанной с реализацией поставленной цели.

изображение
изображение
изображение
изображение

Ну, вот какие же мы, практики молодцы! «Зрим в корень»!

Но при всей, казалось бы, ясной задаче, которую нам предстоит решать в действии оценки после четкого представления целей, ее нам необходимо сформулировать, чтобы не допускать в процессе реализации разночтений и «разномнений» по содержанию того, что же мы должны делать.

А в процессе обдумывания формулировок может получиться не одна задача, а две, поскольку проведение оценки станет возможным лишь после того, как будет определен и детализирован состав объектов, подлежащих оценке, и обозначены требования, предъявляемые к ним.

изображение

И теперь, приступая к решению второй задачи, мы вновь должны быть не только предельно внимательны и сосредоточены, но и обязаны проявить очень важную управленческую компетентность.

? Речь идет о компетентности как действенной совокупности наших знаний об управляемом объекте и его устройстве в нашей конкретной образовательной организации, и умении видеть этот объект и его составляющие через призму государственных требований и социальных потребностей.

И приращение уровня такой управленческой компетентности происходит в процессе выполнения функций=компетенций управляющей системы, представляющих собой важные связи между субъектом и объектом в системе управления ОО [9].

изображение

Именно субъекту управления надлежит осуществлять действие «перевода» требований, установленных государством, и образовательных потребностей, выявленных в социальном заказе, на «язык родных осин», т. е. условий конкретной образовательной организации.

Речь идет о таком, казалось бы, ясном и понятном действии, даже и не нуждающемся в обсуждении: если вышестоящая система требует, значит в ОО это требование должно быть выполнено. Здесь-то и «перевода» никакого не требуется. Но так ли это?

?Знакомо ли вам ощущение после совещаний у начальства, когда вы возвращаетесь в свои школы, детские сады, дома творчества и т. д., «нагруженные» очередной партией требований, которые всем руководителям необходимо выполнить в своих образовательных организациях?

Требования — одни на всех, а вот как их выполнять и добиваться соответствия этим требованиям каждый руководитель каждой образовательной организации будет по-своему. А точнее, поиск способов действий достижения такого соответствия — это уже конкретная задача для управляющей подсистемы, которая решается с учетом условий, возможностей и ресурсов, существующих в конкретной ОО.

Какую же задачу решают наши «управленческие головы»? Через какие «этапы формирования умственных действий» мы, руководители, проходим в ходе ее решения?

В первую очередь, любой руководитель «проводит» требование через функциональную структуру своей образовательной организации, включающей вид и направления деятельности ОО. И «находит» этому требованию место в конкретном объекте или объектах управления, в которых оно и должно быть реализовано.
Назовем это действие структурирование требований по объектам управления.

изображение

Форматы реализации действия структурирования требований по объектам управления могут быть различными, но главное, чтобы в результате его выполнения по каждому объекту управляемой подсистемы создавалось четкое представление обо всей совокупности требований.

изображение
изображение
изображение

Безусловно, работа эта непростая и очень трудоемкая. Зато данный труд окупится сторицей, поскольку будет способствовать наведению порядка в потоке нормативно-правового регламентирования, обрушивающегося на наши управленческие головы.
Но такое структурирование требований не должно ограничиваться лишь перечислением федеральных, региональных и муниципальных документов, регламентирующих направления деятельности ОО.

Здесь требуется проявить свои способности к выделению из всего потока нормативно-правовой документации четких позиций требований к объекту и формулированию характеристик (параметров), которым объект должен соответствовать.

А включение в эти требования социальных потребностей даст возможность не только установить сам факт их наличия, но и позволит реализовать важные базовые функции самого социального запроса к образовательной организации.

pen

Можно выделить три базовые функции социального заказа и социального запроса к системе образования в период его модернизации, это:

— индивидуализирующая функция, …;
— корректировочная функция, …;
— конструктивистская функция, …[10].

Поэтому, и задавая вектор индивидуализации, что особенно важно в требованиях к деятельности по реализации образовательных программ ОО; и обеспечивая необходимую коррекцию других требований в объектах управления с учетом социального наказа к их реализации; и формируя в сочетании государственных требований и запросов общества основы конструктивного социального диалога, мы сможем получить четкое представление о том, каким должен быть стать объект управления.

изображение

Так, да не так! Именно так мы поступим, когда после представления всей совокупности требований будем создавать… идеал. И это будет действие с красивым названием — идеализация объекта управления.
Но вот приведет ли оно лишь к пустым мечтаниям, или станет для нас ориентиром движения систему управления к совершенству, будет зависеть от нас самих и от нашего понимания сути и смысла этого действия.

pen

Идеализация — метод познания, прием научного исследования, заключающийся в том, что человек силой мысли образует объекты, не существующие в действительности, но имеющие свои прообразы. В процессе идеализации идет отвлечение от… условий, в которых существует реальный прообраз. Такой прием позволяет выделить объект в «чистом» виде, упрощает его исследование и изучение нужных свойств [11].

Идеализация — 2) представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем есть на самом деле, в действительности; 3) наделение качествами, соответствующими идеалу [12].

В процессе выполнения идеализации управляемой подсистемы, предстоит абстрагироваться от существующего положения дел и выстроить образ идеальных объектов управления, соответствующих требованиям по всем направлениям деятельности ОО.

изображение
изображение
изображение
smile

Идеал — это манера брюзжать.

Поль Валери [13]

Да, мы, руководители подчас и брюзжим, а порой с раздражением ворчим, а бывает, что и очень эмоционально выражаем свое недовольство. И причина такого отношения кроется в ощущении безысходности и неразрешимости противоречия между увеличивающимся объемом требований к образовательной организации и реальной ситуацией в нашей конкретной школе, детском саду, доме творчества и т. д.

Вот мы и брюзжим, и ворчим, и выражаем недовольство, приводя массу доводов в доказательство неосуществимости и «заоблачности» таких идеалов.

Вот поэтому нам бывает очень трудно осуществить этот этап идеализации объекта управления в ходе решения поставленной задачи в силу своего пристрастного отношения к нашей образовательной организации — нами создаваемому детищу, в которое мы и наши коллеги вкладываем столько сил, времени и души.

Но нам все же придется побороть свои эмоции и беспристрастно выполнить это действие «перевода» требований, предъявляемых к ОО, в идеальный образ, к достижению которого должна быть устремлена система управления в целом, и процесс управления результативностью, в частности, по следующим причинам.

Причина первая и главная связана с назначением, которое в системе возложено на идеал.

изображение

Система стремления к идеалу — это целенаправленная система, которая по достижении любой из своих целей или задач стремится к новой цели или задаче, которая еще больше приближает ее к идеалу.
Таким образом, система стремления к идеалу включает понятие «совершенства» и стремится к нему систематически, т. е. последовательным шагами [14].

Рассел Акофф

И для того, чтобы система управления ОО стремилась к совершенству систематически, в эти последовательные шаги включены действия оценки, результатом которых должно стать беспристрастное выявление несоответствий по отношению к идеальному объекту управления.

изображение

Причина вторая связана с тем, что именно наличие этого эталона совершенства, позволит нам целесообразно корректировать и вносить необходимые изменения в содержание предыдущего действия процесса управления результативностью, связанного с диагностикой состояний объекта.

изображение

И наконец, третья причина, требующая пройти этап идеализации объекта управления, заключается в необходимости продолжения последовательности шагов движения к совершенству.

И в этой череде действий от диагностики и оценки система управления должна передать эстафетную палочку имеющихся у нее знаний и информации о наличии несоответствий следующему действию — анализу.

изображение

А вот анализу, в отличие от беспристрастной оценки состояния объекта, теперь даются «послабления» в его пристрастиях, поскольку этот анализ будет именно проблемно-ориентированным, «страстью» которого и является выявление проблем, поиск причин их появления и нахождение путей и способов их решения.

Но об этих «пристрастиях» анализа и о самой сущности аналитической деятельности речь пойдет уже в следующий раз, когда отдохнувшие и окрепшие после отпуска мы с новыми силами вернемся к изучению востребованных в нашей практике, но, к сожалению, не очень-то любимых руководителями, вопросов управления.
И будем разбираться в вопросах нашей «нелюбви» к анализу, и будем стараться изменять это свое отношение, становясь вдумчивыми аналитиками.

Литература

[1]. Междометие [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/30492
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Процесс управления результативностью: мониторинг, анализ, целеполагание, и «все-все-все»… [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/process_upravleniya_rezul_tativnost_yu_monitoring_analiz_celepolaganie_i_vse-vse-vse.
[3]. Требование [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1150334
[4]. Потребность социальная/ Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. Под ред. В. И. Воловича. 1990. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://sociological_guide.academic.ru/131/Потребность_социальная
[5]. Наказ [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://didacts.ru/termin/nakaz.html
[6]. Александр Шабунов. Карикатуры [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://gallery.ru/watch?ph=x1q-cCawM
[7]. Справедливый /С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://что-означает.рф/справедливый
[8]. Крылатые латинские изречения [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://latin.narod.ru/war.html
[9]. Асмолова (Плахова) Л. М. Невидимые связи в системе управления обретают смыслы и имена. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/nevidimye_svyazi_v_sisteme_upravleniya_obretayut_smysly_i_imena
[10]. Аксенов С.И., Карпова Ю.Н., Арифулина Р.У., Никишина О. А. Функции социального запроса к различным уровням современного образования в период его модернизации // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=19839 (дата обращения: 20.03.2017).
[11]. Идеализация / Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс) [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://terme.ru/termin/idealizacija.html
[12]. Идеализация / Начала современного естествознания: тезаурус [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://terme.ru/termin/idealizacija.html
[13]. Поль Валери. Цитаты [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://ru.wikiquote.org/wiki/Поль_Валери
[14]. Акофф Р. Акофф о менеджменте — СПб.: Питер, 2002. — 448 c., С. 76.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0