«Всадник без…» видения вперед, или бессмысленность управленческой аналитики без будущего

Итак, мы продолжаем разговор о смысловой направленности аналитической деятельности и своей управленческой компетентности, связанной с нашими знаниями, способностью и готовностью к осуществлению эффективного анализа в ОО.

В прошлый раз [1] мы завершили наш разговор образом всадника, с которым ассоциируем свою управленческую аналитическую компетентность. И теперь, напомнив себе, что в процессе осмысления направленности аналитической деятельности нами сделано немало, и мы прочно «сидим в седле», обретая смыслы и понимание сути анализа и синтеза как важнейших смысловых составляющих аналитики.

изображение

Но, при всех наших познавательных заслугах, мы пока можем представить себя только лишь «седоками на лошади», а нам нужно достичь уровня компетентности аналитиков-полководцев, видящих не только весь плацдарм боевых действий за результативность, но и понимающих, как достигать победоносных результатов.

Поэтому теперь, поставив перед собой такие значимые цели, мы продолжаем погружение в смыслы аналитической деятельности, и будем заполнять пока еще зияющую «смысловую пустоту» в создаваемой нами ментальной модели.

изображение

Мы ведем речь об очень коварном в нашей аналитической практике разрыве между полученными в процессе анализа знаниями о положении дел и состоянии объекта, упроченными благодаря синтезу нашим пониманием причин, факторов и условий, приведших к такому положению дел, и… решением задач, сама постановка которых для нас пока еще не связана со всем этим «богатством знания и понимания».

изображение

Не в этом ли коварном провале=разрыве и заключается неуспех, неэффективность, нерезультативность привычно осуществляемого нами анализа в ОО, и соответственно наша управленческая нелюбовь к аналитике вообще, и функции анализа, в частности?

изображение
изображение

Прекрасная логика… Только вот новые знания о чем? и новое понимание чего?

изображение

Давайте разбираться в этой логичности=нелогичности, ставшей препятствием на пути нашего всадника, и думать и размышлять над тем, как преодолеть этот возникший барьер.

изображение

В чем же суть образовавшейся на нашем познавательном пути преграды? И почему, уже владея анализом и синтезом, мы беспомощно останавливаемся и не можем ее преодолеть?

Давайте еще раз вернемся к освоенным аналитическим компетенциям, но теперь обратим внимание на важный аспект, о котором прежде не говорили. Речь пойдет… о времени, а точнее, о периодах течения времени.

pen

Обычно время разделяют на три четко различаемых отрезка: «прошлое», «настоящее» и «будущее». При использовании этой репрезентативной модели, прошлое, как правило, рассматривают как статичное и неизменяемое, а будущее — как неопределенное и покрытое туманом. С течением времени, момент, который был настоящим, становится частью прошлого, а часть будущего, в свою очередь, становится новым настоящим. Таким образом, описывают то, что называют течением времени, — когда вполне определенная точка «настоящее» «движется» вперед в будущее и оставляет за собой прошлое. Такие представления в философии называют презентизмом [2].

Итак, проникая в суть анализа и синтеза, которые, согласно формулировке Р. Акоффа, дают нам знания и понимание [3] о положении дел и состоянии анализируемого объекта, мы прежде не задумывались над вопросом, о каком временном периоде времени идет речь.

изображение
изображение
изображение

Коллеги-практики абсолютно правы, но мы сейчас ведем речь о другом. Давайте вдумаемся, что собой представляет этот временной период, когда мы проводим анализ? Конечно же, это происходит здесь и сейчас, и знания о положении дел и состоянии объекта мы имеем в настоящем времени. Именно таким анализируемый объект представляется нам «сего-дня». Иными словами, благодаря анализу мы имеем данные о состоянии объекта на данный (теперешний) период времени.

pen

Сегодня — сращение в слово словосочетания сего дня «этого дня».
Сегодня — 1. В этот, сейчас идущий день. 2. Теперь, в настоящее время [4].

изображение

Но для того, чтобы объяснить себе причины теперешнего положения дел и состояния объекта, мы обращаемся к синтезу. И разбираясь в истоках того, что привело к такому состоянию, мы обращаемся к предыдущему промежутку времени, ко «дню вчерашнему», чтобы понять, из прошлого, прошедшего опыта деятельности, отчего и почему мы сегодня «имеем то, что имеем».

pen

Вчерашний день — учитель при сегодняшнем.

Публий [5]

изображение

Иными словами, за объяснением теперешнего положения дел мы обращаемся из «дня сегодняшнего» в «день вчерашний».

pen

Ретроспектива (фр. rétrospective < лат. retrō обратно, назад + spectāre смотреть)-обращенность, взгляд в прошлое; то же, что ретроспекция.
Ретроспективный — обращенный к прошлому, посвященный рассмотрению прошлого [6].

Именно этот ретроспективный взгляд, эта ретроспективная аналитическая позиция является важнейшей составляющей синтеза, это — ключ к пониманию причин настоящего.

pen

В разных сферах жизни становится весьма модным термин «ретроспектива». Употребляют его в разных контекстах и сферах интересов — в медицине, искусстве, истории как таковой. Итак, ретроспектива — что это? Это взгляд, обращенный в прошлое. В медицине ретроспектива является синонимом анамнезу, а в искусстве взгляд в прошлое отражается в выставке картин, например.

Значение ретроспективы специфично — она словно открывает завесу прошлого, позволяя заглянуть в некие тайны, распознать некие механизмы, которые и привели к современному положению дел. Это незримый мостик между настоящим и прошлым, значение которого очень высоко [7].

Именно так, благодаря ретроспективе мы обращаемся за объяснением теперешнего положения дел к нашему прошлому опыту и «перекидываем мостик» от настоящего в прошлое, будь то прошедший учебный период, прошедший учебный год, или прошедший этап реализации стратегии ОО.

изображение
изображение

Абсолютно верная мысль, и этот «мостик» между настоящим и будущим мы зафиксируем в схеме, обозначив его перспективой.

pen

Перспектива [от лат. perspectus — сквозь что-н. увиденный, рассмотренный] — 1. даль, пространство. 2. перен. — планы, виды на будущее, судьбы кого-чего-нибудь в будущем; то, что должно наступить по предположению кого-нибудь; неизбежность или возможность чего-нибудь [8].

изображение
изображение

Конечно же, «перебрасывание мостика» одним росчерком карандаша на схеме к твердо определенной позиции «завтра» — это только теоретическая модель, которая на практике оборачивается множеством вопросов.

изображение

Будущее сложно, будущее непонятно, будущее всегда неопределенно…

изображение
изображение

Давайте серьезно задумаемся над репликами коллег, отражающими реальные установки большинства представителей нашего управленческого корпуса. И обратим внимание на то, с каким прилагательным в нашем лексиконе мы связываем наступающий за прошедшим временной период (будь то учебный год, учебная четверть, месяц и т. д.). Мы не говорим: будущий учебный год. Мы называем его следующим.
Так что же следует за нами в этом следующем учебном году?

изображение

Именно так! За нами «по пятам» в следующий год тянется то же положение дел, которые мы выявили в анализе и объяснили себе в синтезе… Почему же так происходит? В чем же суть проблемы?

изображение

Если мы переносим опыт из прошлых ситуаций в будущие только на основе знаний (а знание есть фотография объекта, знание — это знание об уже существующем действии, объекте и т. п.), то следующая ситуация будет подобна предыдущей.

Поэтому реально эта процедура осуществляется иначе…[9].

Г. П. Щедровицкий

Вот так, и вновь теория помогает нам находить ответ на проблемный вопрос: мы пытаемся поставить задачи на основе имеющихся знаний об объекте, а точнее о том объекте, который существует здесь и сейчас, не видя, не продумывая его будущий образ, т. е. каким он должен стать.

И так действуя только лишь на основе анализа, который, напомним, дает знание и позволяет нам описать положение дел в объекте [3], мы пытаемся на основе его «описания днем сегодняшним» представить его таким же, изменив лишь дату будущего года. Стоит ли потом нам удивляться тому, что проблемы, которые мы «выявляем» из года в год в нашей ОО, остаются все теми же?

Не в том ли заключается наши «задачные» проблемы, что наш аналитический взгляд, как того, собственно, и требует анализ, устремлен только в день сегодняшний?

изображение

Не в том ли заключается наши «задачные» проблемы, что ставя задачи «сегодня» мы, видя лишь нынешнее положение дел, мы переносим сегодняшние задачи, т. е. то, что мы будем делать, «на завтра», на следующий учебный год?

изображение

А для того, чтобы понять, как работать с задачами «иначе», давайте внимательно посмотрим на то, что «мы всегда так делаем», и разглядим различия в том, что мы называем «завтра».

изображение

Не в том ли заключаются наши «задачные» проблемы, что для большинства из нас «завтра», т. е. следующий учебный год, учебный период — это продленное на год, на четверть и т. д. «сегодня»? Это не будущее, это именно сегодняшнее положение дел, приходящее, а точнее переходящее в «завтра».

изображение И «открыв» для себя столь принципиальное различие, мы невольно обращаемся к аналогии с «днем сурка». Это выражение уже более 20 лет закрепилось в обиходе после выхода одноименной американской комедии, в которой герой чувствует себя запертым в петле времени [10], переживая в новом дне все то, что было вчера.

Как же изменить нам ситуацию с этим днем, а точнее «годом/годами сурка», в которых мы из выявленного в ходе анализа положения дел ставим задачи, а потом на следующий год вновь видим такое же положение дел, и опять ставим те же задачи…?

И поставив перед собой такой принципиальный вопрос, требующий принципиально других подходов к анализу, мы должны найти еще одну важную смысловую составляющую аналитической деятельности, которая, к сожалению, отсутствует в практике большинства привычных управленческих аналитических действий.

И для этого мы, анализируя настоящее положение дел, объясняя его действиями, причинами, факторами, условиями прошлого опыта, должны теперь связать настоящее с будущим, и в нем искать ответы на вопросы о том, что нам предстоит делать.

изображение
pen

Перспектива — (ново-лат., от perspicere — насквозь видеть). 1) искусство изображать на картинках даль таким образом, как она представляется в действительности. 2) будущность. 3) вид в даль, открывающийся, с места наблюдения, на различные предметы, стоящие вдали.

Перспектива — (фр. perspective лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором)… 5) будущее, виды на будущее.

Перспектива [от лат. perspectus — сквозь что-нибудь увиденный, рассмотренный] …виды на будущее, судьбы кого-чего-нибудь в будущем. То, что должно наступить по предположению кого-нибудь; неизбежность или возможность чего-нибудь [11].

Именно этим, перспективным взглядом будет отличаться аналитическая деятельность, направленная на постановку и решение задач и обеспечивающая дальнейшее целенаправленное движение образовательной организации вперед, от привычно осуществляемого нами анализа, в котором мы, ставя задачи на будущее, на самом-то деле лишь повторяем в будущем настоящее.

изображение

Мы должны быть реалистами, видящими и знающими реальное положение дел и понимающими истинные его причины. Но при этом мы должны и обязаны овладевать еще одной важной областью аналитических компетенций. Мы должны не только видеть, но и учиться предвидеть.

изображение

«Видеть — предвидеть — действовать» — так называется книга И. М. Фейгенберга [12], год назад ушедшего из жизни талантливого ученого, разработавшего концепцию вероятностного прогнозирования в поведении целеустремленных живых систем, ученика и последователя Н. А. Бернштейна.

И в названии книги И. М. Фейгенберга, как в формуле, по сути, заключается, весь смысл аналитической деятельности, направленной в будущее:

— видеть реальное положение дел;
— предвидеть, говоря словами Н. А. Берншейна, «потребное будущее»;
— и действовать, устремляясь в будущее.

А это означает, что в выстраиваемой нами ментальной модели аналитической деятельности наряду с анализом и синтезом, образуется еще одна важная смысловая составляющая, которая позволит нам… узнать о будущем нашего объекта управления.

изображение
изображение
изображение

Почему же так эмоционально начинает реагировать наше управленческое сообщество, когда нам предлагают работать не с реальностью практики, а с «нереальным» будущим? «Ощетинившись всеми иголками», мы, руководители, готовы забросать теоретиков колкостями, доказывая реалистичность своей правоты и поднимая на смех все, что связано с попытками прогностики заглянуть в будущее.

pen

Прогностика — это научная дисциплина, изучающая общие принципы и методы прогнозирования развития объектов любой природы, закономерности процесса разработки прогнозов [13].

pen

Прогноз — вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем, основанное на специальном научном исследовании (прогнозировании). В зависимости от характера взаимосвязи в рамках формирования прогноза «предсказания» (описания возможных или желательных состояний, перспектив, решений проблем будущего) и «предуказания» (собственно использования информации о будущем в целенаправленной деятельности, в решении этих проблем) выделяются два вида прогноза: естествоведческие и обществоведческие. …В «обществоведческих» прогнозах взаимосвязь «предсказания» и «предуказания» настолько велика, что может вызывать саморазрушение или самоосуществление прогноза действиями людей на основе различных решений, в т. ч. принятых с учетом прогноза [14].

Ну что ж, не будем действовать «в лоб», вновь и вновь убеждая практиков в необходимости прогнозирования и осуществления прогнозов, а попробуем «зайти с тыла», задав руководителям вопросы, наводящие на поиски смысла:

А вы хотите знать о рисках, которые подстерегают объект управления?
А вы хотите иметь рекомендации, или хотя бы предположения о том, как возможно избежать последствия рисков?

Вряд ли найдется хоть один руководитель, который бы дал отрицательный ответ на поставленные вопросы. И речь идет не только о тех, кто уже «расхлебывает» последствия наступивших рисков, но и о тех, кто опасается их проявления и наступления.

изображениеВот и выявился еще один управленческий парадокс: о рисках, и о том, как их избежать, — знать хотим, а о прогнозах — слышать не желаем.

изображение

А какой же «раздел» управленческой деятельности в образовательной организации занимается вопросами о том, как нам узнать о возможных рисках и путях их устранения? Как и на основе чего вырабатывается наше знание о возможных рисках?

изображение
smile

В. Маяковским навеянное:
Нам ли думать о прогнозах?!
Циркуляр сиди и жди.
Он расскажет об угрозах
То, что думают вожди.

изображениеА вот проявился и еще один парадокс, связанный с прогнозами и рисками! Риски «живут» и наступают на нашу конкретную образовательную организацию. И именно мы, руководители, несем ответственность за последствия их наступления.

А вот решения о том, как не допускать рисков и/или избегать их, мы по нашей управленческой привычке, устоявшейся в низах иерархии и сформированной централизованным управлением, ждем от вышестоящего начальства.

изображение
изображение

Вот и нас сейчас подстерегает риск уйти от начатой темы разговора в обсуждение болезненных и злободневных проблем компетентности/некомпетентности в иерархии управления. Ограничимся же сейчас утверждением о том, что компетенции в области риск-менеджмента касаются всех уровней управления.

Поэтому нам, отвечающим за состояние дел в наших образовательных организациях необходимо вернуться к вопросу о «поиске» в структуре системы управления в ОО того «раздела», «блока», той области, где наше внимание обращается к рискам. И начнем мы поиск, конечно же, в механизме управления.

изображение

И глядя на «блоки» механизма управления, в которых нами уже наведен порядок [15], мы останавливаемся в недоумении, поскольку не видим здесь «функции управления рисками», которая отвечает за предвидение рисков в управляемом объекте, понимание их последствий и представление путей избегания и/или уменьшения рисков.

изображение

Не «наверное», а точно процесс управления рисками требует принятия соответствующих решений. Вот только для того, чтобы эти решения были правильными и эффективными, нужны помощники в других блоках механизма управления. Где же они «прячутся» и «скрываются» от лиц, принимающих решения?

изображение Вот мы проявили и еще один, очередной парадокс в системе управления. Так же как риски, которые являются скрытыми явлениями в деятельности ОО, «утаивающими» потенциальную опасность их последствий от тех, кто принимает решения, так и функция управления, обеспечивающая выявление рисков, … тоже скрывается от некомпетентного взгляда на механизм управления!

изображение
изображение

Браво! Задавшись вопросом о том, где же в механизме управления «скрывается» от нас, руководителей-исследователей «функция управления рисками», мы сразу пошли правильным путем и направили свое внимание на функцию анализа.

изображение

Однако и в самом анализе мы с первого взгляда тоже не можем рассмотреть эту «скрывающуюся» функцию, которая должна нам помогать добывать знания о потенциальных рисках в управляемом объекте.

изображение

Браво, и еще раз, браво! «Верной дорогой идете, товарищи!». Именно прогностическая составляющая анализа и становится тем самым «блоком» механизма управления, в котором выявляются риски в деятельности ОО и их последствия.

И мы были абсолютно правы в том, что за необходимыми нам знаниями мы обратились именно к функции анализа. Однако будем предельно внимательны, поскольку на пути получения столь нужных нам знаний о рисках в управляемом объекте нас подстерегает преграда.

pen

Риск (от лат. resecō — «отсекать», «сокращать» или др.-греч. ῥιζικόν — «опасность») — сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий [16].

И эта преграда заключается в том, что применить уже знакомый нам ретроспективный аналитический взгляд на управляемый объект мы не сможем. Анализ и синтез, благодаря которым мы получаем знания о реальном положении дел и понимание реально существующих причин, факторов и условий, не помогут нам получить знания о подстерегающих образовательную организацию рисках и объяснения их последствий.

?Анализ и синтез «работают на материале» настоящего и прошлого, а знания о подстерегающих ОО рисках должны прийти к нам… из будущего, т. е. из нашего понимания того, как будут развиваться события в будущем.

изображение
изображение

Вот мы сами себе и подсказали ту уникальную функцию, которую наряду с анализом и синтезом должна выполнять аналитическая деятельность. И эта функция также будет связана с пониманием, но само понимание будет особым, а точнее, особенным.

изображение

Основные подходы к пониманию.

Исторически сложились два подхода к пониманию действительности. Один основан на прямом превосходстве: он прост, понятен, опирается на прошлое, жесткое, но впечатляющее, черпает силу в традиции, которая выступает как эффективный заменитель поиска новых мыслей и решений.
Другой подход первоначально представляется достоянием меньшинства и распространяется лишь со временем; он силен критическим анализом фактов, требует понимания аргументов, выдвижения перспектив, сравнивает настоящее не с прошлым, а с будущим.

Первый ориентирован на прямое действие, второй — на оценку реального направления, по которому могут пойти события, и соответствующую ориентацию деятельности. Действовать можно с позиции силы и с позиции смысла. Соответственно и понимать действительность можно по-разному [17].

А. А. Брудный

В чем же заключается понимание идущего нам навстречу будущего? Чаще всего, это называют предвидением, т. е. видением того, что предстоит образовательной организации, того что стоит перед ней в ее завтрашнем дне.

Но это «ви́дение вперед» кажется многим из нас сродни виде́нию.

pen

Ви́дение — способность или возможность видеть. Видение на расстоянии.
Виде́ние — образ, явление из мира фантазии, воображения [18].

изображение

И поскольку к фантазерам мы, реалисты практических будней, себя причислять не хотим, то давайте воспользуемся еще одним синонимом, отражающим столь необходимую направленность аналитической деятельности. Давайте определим ее как предусмотрение.

pen

Предусмотрение — процесс действия по глаголу предусмотреть.

Предусмотреть — заблаговременно, заранее увидеть, усмотреть. Предусмотреть все возможности. Предусмотреть неприятные последствия [19].

изображение
изображение
pen

Каждое событие в настоящем
рождается из прошлого
и является отцом будущего.

Вольтер [5]

Вот и нам в этом «заглядывании в завтра» предстоит посмотреть на выявленные в процессе анализа сегодняшние противоречия и проблемы как на «отцов и матерей» тех рисков и их последствий, которые поджидают нашу образовательную организацию в будущем.

А это значит, что для того, чтобы определить потенциальные риски, нам необходимо спрогнозировать возможные сценарии развития ныне существующих противоречий и проблем, чтобы уже сейчас, находясь в «дне сегодняшнем» продумывать действия, направленные на уменьшение/искоренение негативных последствий в будущем.

изображение
изображение
изображение

Не будем уверять наших пессимистично настроенных коллег в том, что прогнозирование и предусмотрение рисков и их последствий является аналитической «палочкой- выручалочкой» от проблемных болячек управления. Проблемы были, есть и будут! Но проблемы проблемам рознь.

изображение

Большинство испускающих дух учреждений долго и упорно добивались этого коматозного состояния.
Конечно, это результат болезни, но болезнь, как правило, не развивается сама собой. Здесь, заметив первые ее признаки, ей всячески помогали, причины ее углубляли, а симптомы приветствовали [20]. 

Из законов Паркинсона

Проблемы из «вчера», усиленные своей неразрешенностью, приходят в «сегодня» и уж точно не исчезнут «завтра» без последствий рисков своего размножения и их усиления. И сколько таких рисковых позиций, ситуаций и угроз мы выделяем в сегодняшнем положении дел в ОО, потому что «вчера», и «позавчера» всячески «помогали» им своим не пред-видением и не пред-усмотрением последствий!

изображение

Наши пессимистично настроенные коллеги увидели одну сторону аналитической составляющей предвидения (всех рисков не предусмотришь!). Однако и оптимисты, воодушевленные возможностью предвидения рисков и их предотвращения, тоже пока еще далеки от готовности к решению задач.

Эта «пока еще неготовность» связана с еще одной важной составляющей перспективной направленностью анализа. И чтобы понять и разобраться в том, чего же мы еще недопонимаем, вернемся к цитате Г. П. Щедровицкого, с первой частью которой мы уже знакомы.

изображение

Если мы переносим опыт из прошлых ситуаций в будущие только на основе знаний (а знание есть фотография объекта, знание — это знание об уже существующем действии, объекте и т. п.), то следующая ситуация будет подобна предыдущей.

Поэтому реально эта процедура осуществляется иначе

Знание перерабатывается в проект: на базе знаний о предыдущих ситуациях строится проект будущих ситуаций. Есть, таким образом, служба получения знаний (описания прошлых ситуаций) и служба проектирования будущих ситуаций.

Будущая ситуация создается не на основе знаний, а на основе проекта [9].

Г. П. Щедровицкий

Воспользуемся предложенными метафорами Г. П. Щедровицкого, и выделим в нашей временной схеме «образовательная организация: вчера, сегодня и завтра» аналитические «службы», подразумевая под ними то, чему служит, ради чего осуществляется аналитическая деятельность.

А служит она во благо получения нами, управленцами, необходимых знаний о положении дел и состоянии анализируемого объекта, и пред-видения того, каким этот объект управления пред-станет в будущем, пред-усмотрения возможных вариантов развития нынешнего положения дел в будущем. И эту «службу» аналитическая деятельность несет, проектируя и создавая проект будущего.

pen

Проект — (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд)- замысел, план, прототип какого-либо объекта [21].

Проектирование — процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния [22].

изображение
изображение

И чтобы у нас не возникало путаницы в терминологии, определимся с понятиями. Сейчас мы ведем речь не о проектировании как о процессе и технологиях разработки проекта, а о такой важной составляющей аналитической деятельности как проектирование=проецирование, т. е. осуществлении проекции в будущее и представлении будущего образа объекта и/или прообраза его состояния в будущем.

изображение
изображение

Мы не можем прямо и непосредственно проецировать мыслительную действительность в реальность. Или, попросту говоря, все то, что у нас в нашем мышлении, есть фикции. Этому ничто в реальности не соответствует, если мы производим процедуру прямого проецирования.

Поэтому нужны очень сложные опосредованные процедуры переноса из действительности мышления в реальность. И вот то, что мы с вами привыкли называть проектированием, есть такие процедуры. Это красиво разбирал Маркс. Он говорил, что человек реализует и материализует свою мысль через проект [23].

И говоря о проектировании=проецировании, мы ведем речь не о пустых мечтах и мечтаниях, а именно о создании, о представлении образа (про-образа) того, каким должен быть/стать объект в будущем.

По сути, в таком проектировании=проецировании заключаются две проекции. Первая связана с проекцией из настоящего в будущее, а вторая имеет обратную направленность: от созданного образа будущего она возвращает нас в настоящее.

изображение

Именно благодаря этой двойной проекции мы и обретаем понимание того, что нам предстоит делать. А для нас это означает, что именно благодаря проекту как нашему взгляду, направленному вперед, порождается возможность четкого понимания и осознания задач предстоящей деятельности.

изображение

А далее от понятных и потому четко поставленных задач нам предстоит определиться с путями и наиболее оптимальными в наших конкретных условиях способами их решения.

Именно поэтому в аналитической деятельности во всей ее целостности, присутствует не только анализ, направленный на получение знаний о положении дел и состоянии объекта, и не только синтез, погружающий нас в понимание причин, факторов и условий выявленного состояния объекта. Важнейшей смысловой составляющей аналитической деятельности является проектирование=проецирование, открывающее перед нами ориентиры предстоящей деятельности и обеспечивающее понимание нами задач и путей их решения.

Поэтому теперь, подводя итоги многотрудного познания смысловой направленности аналитической деятельности, мы можем вернуться к поставленному в начале разговора вопросу, и восполнить в создаваемой нами ментальной модели недостающий важный и завершающий ее целостность элемент.

изображение

А представить то, как проект будущего помогает нам, становящимся все более компетентными аналитиками, способными осуществлять решение задач, мы сможем, если восстановим (т. е. добьемся понимания) последовательности шагов в завершающем элементе аналитической деятельности.

Итак, шагая по стрелке смысловой направленности, мы от понимания причин, факторов и условий и осуществленных нами действий, приведших к выявленному в процессе анализа теперешнему положению дел и состоянию объекта, переходим к проецированию в будущее и размышляем, осмысливаем сценарии развития ситуации. Мы пред-полагаем и пред-усматриваем возможные варианты того, как будет развиваться нынешнее положение дел, и к какому состоянию объекта это может привести.

изображение

А затем, обладая пониманием слабых позиций в будущем состоянии анализируемого объекта, потенциальных рисков и угроз, с которыми мы можем столкнуться, обращаемся «к светлому завтра», т. е. нашему видению, а точнее, пред-видению того, каким должен стать объект. Именно эта проекция в будущее становится для нас ориентиром достижения будущего состояния объекта.

изображение

А теперь нам необходимо сделать очень важный шаг, благодаря которому, обладая пониманием не только того, к чему мы устремляемся, но и осознанием потенциальных рисков, которые могут возникнуть на пути к будущему состоянию объекта, мы готовы к постановке реальных, действенных задач предстоящей деятельности.

изображение

А поставив задачи, и ответив на один из самых сложных вопросов управления: что нужно сделать, чтобы добиться желаемых ориентиров состояния объекта и снизить потенциальные угрозы недостижения, мы, понимающие реальное, существующее сейчас положение дел и знающие специфику нашего объекта управления, можем приступать к решению задач, отвечая на вопрос, как это сделать и как осуществлять поставленные задачи.

изображение
изображение

Поздравив себя с завершением выстраивания в наших управленческих умах ментальной модели аналитической деятельности, мы теперь можем со знанием дела вернуться к определению аналитики и уловить в нем теперь понятные нам смыслы.

изображение

Аналитика — это, прежде всего, основа интеллектуальной, логико-мыслительной деятельности, направленной на решение практических задач.

В ее основе лежит не столько принцип констатации фактов, сколько принцип «опережения событий», что позволяет организации и индивиду прогнозировать будущее состояние объекта анализа.
Можно утверждать, что аналитика играет интегрирующую роль в реконструкции прошлого, вскрытии настоящего и прогнозировании будущего [24].

Ю. В. Курносов, П. Ю. Конотопов

А подводя итог в решении «задачи на смысл» аналитической деятельности, мы теперь можем сделать важные для себя выводы.

изображениеИменно аналитическая деятельность закладывает в управлении ОО основу движения вперед и целенаправленного развития образовательной организации.

изображениеИменно аналитическая деятельность, осуществляемая «здесь и сейчас», и опирающаяся на исследование и анализ предыдущего опыта, отвечает, говоря словами Питера Друкера, «за будущность сегодняшних решений» [25].

изображениеИменно благодаря аналитической деятельности мы, руководители ОО, порой погрязшие в простой констатации фактов, представленных результатами и показателями, теперь учимся понимать и разбираться в истоках и причинах проблем, и благодаря проективному взгляду намечаем, что нам предстоит сделать, и прогнозируем будущие последействия принятых сегодня решений.

изображение

Это новое видение и понимание сущности аналитической деятельности мы получили благодаря тому, что осуществили попытку проникнуть в смысл того, что прежде называли коротким словом «анализ».

Проникая в смыслы аналитической деятельности, мы прошли сложный путь познания от «всадника без головы» до думающих своей головой «наездников, крепко сидящих в седле» и понимающих, какие преграды на пути к эффективной аналитической деятельности нам предстоит преодолеть.

изображение

изображениеНо мы — не просто рядовые в армии, достигающей побед. Мы — руководители, которые должны стать полководцами с аналитическим мышлением, понимающими, осознающими стратегию движения наших педагогических и образовательных «полков» к победе.

А это значит, что мы не только сами должны быть способными анализировать, понимать и проектировать, но и передавать смыслы аналитической деятельности своим коллегам.

Но чтобы стать таковыми, нам еще предстоит серьезно поработать свои ошибки, которых, увы, немало в нашей аналитической практике. Поэтому в следующий раз, проводя «закрепление пройденного материала» и вновь обращаясь к вопросам общей смысловой направленности аналитической деятельности, мы крепко задумаемся над ошибками и их последствиями не только для процесса управления результативностью, но и всей системы управления в целом.

Литература

[1]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Всадник без головы», или управленческая аналитика без смысла. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/vsadnik_bez_golovy_ili_upravlencheskaya_analitika_bez_smysla
[2]. Этернализм/Википедия [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Этернализм
[3]. Акофф Р. Акофф о менеджменте — Спб.: Питер, 2002. — 448 c., С. 28–29.
[4]. Сегодня /Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004; / Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL:
http://enc-dic.com/rusethy/Segodnja-3903.html
[5]. Высказывания и афоризмы о будущем и прошлом [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL:
http://www.wisdoms.ru/125.html
[6]. Ретроспектива/ Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/53467/ретроспектива
[7]. Ретроспектива — что это такое? [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL:
http://fb.ru/article/122890/retrospektiva-chto-eto-takoe
[8]. Перспектива /Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/27150/ПЕРСПЕКТИВА
[9]. Щедровицкий Г. П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология (курс лекций) /Из архива Г. П. Щедровицкого. Т.4. ОРУ (1), 2- изд., М., 2003. — 480 с., С. 370
[10]. Что означает выражение «день сурка» [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL:
https://www.kakprosto.ru/kak-834411-chto-oznachaet-vyrazhenie-den-surka
[11]. Перспектива /Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.
Перспектива/ Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.
Перспектива/ Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/27150/ПЕРСПЕКТИВА
[12]. Фейгенберг, Иосиф Моисеевич. Видеть — предвидеть — действовать [Текст] : психологические этюды /И. М. Фейгенберг. — Москва: Знание, 1986. — 158 с.
[13]. Прогностика Словарь для политологов [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL:
http://lib.ru/POLITOLOG/bunchuk.txt
[14]. Прогноз/ Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/972/ПРОГНОЗ
[15]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Повесть о том, как поссорился» … мониторинг с функциями управления. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/povest__o_tom_kak_possorilsya_monitoring_s_funkciyami_upravleniya
[16]. Риск [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Риск
[17]. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. -М.:, Лабиринт, 2005. -336 с., С. 275–276.
[18]. Видение /Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/758498
[19]. Предусмотреть /Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935–1940. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/968466/ПРЕДУСМОТРЕТЬ
[20]. Паркинсон С. Н. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ./ Сост. и авт. предисл. В. С. Муравьев.- М.: Прогресс, 1989.- 448с., С. 48.
[21]. Проект [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1397340
[22]. Проектирование /Энциклопедический словарь. 2009. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/46282/проектирование
[23]. Щедровицкий Г. П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология (курс лекций) /Из архива Г. П. Щедровицкого. Т.4. ОРУ (1), 2- изд., М., 2003. — 480 с., С. 190–191
[24]. Курносов Ю.В., Конотопов П. Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. — Москва: Издательство «Русаки», 2004 г., -550 с., С. 10, 28.
[25]. Друкер, Питер, Ф., Макьярелло, Джозеф А. Менеджмент.: Пер. с англ. — М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2010. — 704 с., С. 198.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0