Должна ли быть в школе организована лечебная физкультура для детей, относящихся к специальной группе здоровья?

Все знают, что занятия спортом ведут к здоровому и правильному образу жизни. Хорошо, когда ребенок может заниматься спортом без вреда для здоровья и противопоказаний. Не все дети, которые учатся в школе, могут полноценно заниматься на уроках физкультуры, а некоторым необходимо создание специальных условий для физкультурных занятий. Нередко родители задумываются о том, как должны быть организованы занятия для детей, у которых проблемы со здоровьем, тех кто имеет хронические заболевания? Что делать на физкультуре ребенку, у которого специальная медицинская группа здоровья (далее — СМГ)? Всем детям необходимо движение и физическое развитие, но только такое, которое сможет укрепить здоровье, улучшить самочувствие, дать толчок физическому развитию. Данная тема в последнее время становится все более актуальной и вызывает множество вопросов.

Для того, чтобы ответить на вопросы, которые касаются организации лечебной физкультуры необходимо обратиться к Федеральному Закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации», Письму Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой», Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291.

В соответствии с данными документами существует три группы здоровья.

Основная. Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе.

Подготовительная. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).

Специальная медицинская группа. Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы, относятся к специальной медицинской группе (СМГ).
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы.

  1. Подгруппа «А» — дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера и позволяющие надеяться на перевод их в подготовительную группу после нескольких лет занятий. Учащимся данной группы разрешаются оздоровительные занятия физической культурой в образовательном учреждении по специальным программам.
  2. Подгруппа «Б» — дети, имеющие органические необратимые изменения в состоянии органов и систем. Для них главной и вполне достижимой целью занятий должен стать переход в подгруппу «А».

Основные задачи, которые должен поставить перед собой педагог при проведении занятий для детей из СМГ:

  • укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
  • улучшение показателей физического развития;
  • освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
  • постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
  • закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
  • формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  • воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
  • овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося, с учетом имеющегося у него заболевания;
  • обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;
  • обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
  • соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Кому рекомендованы занятия лечебной физкультурой?

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», занимаются лечебной физической культурой или выполняют физические упражнения с ограниченной нагрузкой на уроках физической культуры.

Ответственность за организацию и проведение занятий, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности возлагается на администрацию образовательного учреждения, специалиста, который проводит занятия, медицинского работника учреждения.

Комплектование учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, осуществляется медицинским работником образовательного учреждения и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.
В начале учебного года формируется комплектование и дифференциация обучающихся на различные группы в зависимости от состояния здоровья. Такие списки составляются на основании медицинских данных, медицинских обследований и визируются школьными врачами, печатями детских лечебных учреждений. При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.

Таблица

изображение

Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.

Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, обучающийся резко выносит их вперед и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.

Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.

Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.

Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.

Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.

Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения — в сентябре, декабре и апреле.

Как должны быть организованы группы для занятий лечебной физкультурой

Прежде всего, следует иметь в виду, что дети II и III групп здоровья, которые составляют СМГ, по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся СМГ должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для учащихся основной и подготовительной групп.
Кроме этого, каждый из обучающихся СМГ имеет свой выбор ограничений двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств.

Наполняемость групп для занятий в СМГ составляет 10–15 человек, периодичность занятий — два раза в неделю по 45 мин. или три раза в неделю по 30 мин. Наиболее целесообразно комплектовать эти группы с учетом принципа объединения учащихся по параллелям или классам: 1-4-е классы, 5-7-е классы, 8-9-е классы, 10-11-е классы.

Занятия могут проводиться в форме обычного урока, предусмотренного расписанием, или как факультативные во второй половине дня. Уроки следует проводить при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального состояния учащихся.
Посещение занятий по лечебной физической культуре учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», является обязательным.

Выставляются ли отметки детям, отнесенным к специальной медицинской группе здоровья?

В силу вышеназванных причин оценивать достижения обучающихся СМГ по критериям, которые используются для выставления отметки основной группы обучающихся, нельзя. Для обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.

При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика.
Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.

Освобождение от занятий физкультурой
В аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре. Это означает, что освобождение от физкультуры может быть только временным после перенесенных заболеваний на основании справки из медицинского учреждения. Полного освобождения от физкультуры быть не должно, так как спортивные занятия рекомендуются практически при любых отклонениях здоровья.

Должна ли в школе быть лечебная физкультура для детей из СМГ?
В соответствии с Законом № 273-ФЗ"Об Образовании в РФ» должна осуществлять определенную деятельность, нацеленную на охрану здоровья обучающихся, в частности, организовывать и создавать условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом. В настоящее время лечебная физкультура отнесена к категории медицинских услуг, которая подлежит лицензированию, как медицинская деятельность, оказывать такую услугу имеет право только специалист с соответствующим профессиональным заболеванием и квалификацией. Предоставление услуги по лечебной физкультуре не связано с образовательной программой в школе, поэтому школа имеет право предоставлять такую услуг только, если есть соответствующие условия: наличие лицензии, наличие квалифицированного специалиста, дополнительное финансирование. Лечебной физкультура может быть предоставлена как дополнительная услуга на базе образовательной организации для работы медицинской организации.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 3

  • фото
    Наталья 09 сентября 2017

    ...специалист с соответствующим профессиональным заболеванием и квалификацией...Это ошибка ?

  • фото
    Баймухаметова Зиля 29 октября 2017

    Ребенок обучается в 16 гимназии г Тюмени. Освобождена от физкультуры- миопия высокой степени и обратный миопический астигматизм. На уроках физкультуры присутствует, 3-й час физкультуры в школе заменен на ритмику- на него Мадина ходит и занимается. На физкультуре она присутствует - просто сидит, дышит пылью. Может получить удар по голове мячом и совсем потерять зрение, заработать астму.В конце четверти выясняется - нужен реферат. Причем сообщает это классрук. Учитель физкультуры заданий на уроках не даёт. И ребенок помимо потери времени и здоровья (у неё и аллергия на пыль появилась теперь) на уроке, должен ещё и дома что-то придумывать. Почему по результатам ритмики не могут аттестовать ребенка? Классрук сообщила, что ритмика вообще не аттестуется и это не физкультура. Нонсенс. Посещать обязан, тк 3й час физкультуры... но это не физкультура. На ритмику ходит с удовольствием. Прошу пояснить почему так? Теперь ребенок в каникулы должен разыскивать чителей, чтобы сдать реферат.

    • фото
      Нурия Сафиулина 31 октября 2017

      Если ребенок освобожден от физкультуры, то и на ритмику она ходить не должна. Возможным вариантом физического развития может быть только ЛФК. Вопросы аттестации обучающегося в течении всего обучения должен был решить учитель физкультуры и систематически давать задания.