О формировании системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях на 2016 г.

Формирование системы оплаты труда в государственных и муниципальных образовательных организациях всегда в центре внимания как администрации, так и самих работников. Рассмотрим рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые отражены в протоколе № 12 от 25 декабря 2015 г., «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год», далее — «Рекомендации».

В Рекомендациях отмечается, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Рекомендовано формировать системы оплаты труда по определенным принципам. Так, зарплата должна зависеть от квалификации работника, сложности обязанностей, количества и качества затраченного труда. Максимальными размерами она не ограничивается. Показатели роста заработной платы в процентном отношении указаны в «майских» Указах Президента РФ, а их выполнение, как правило, является одним из пунктов трудового договора руководителей образовательных организаций. Необходимо обеспечивать равную оплату за труд равной ценности, без дискриминации, в т. ч. при определении размеров тарифных ставок, окладов, компенсационных, стимулирующих выплат и т. д.

Определено, что при изменении системы оплаты труда заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до её изменения, при условии сохранения объёма трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за 2 месяца.

Штатное расписание утверждается руководителем учреждения.

Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров рекомендуется устанавливать на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Рекомендовано определять предельное соотношение соотношения средней заработной платы руководителей, заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров и работников учреждения (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) в кратности от 1 до 8.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются заместителям руководителей и главным бухгалтерам учреждений в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Выплаты стимулирующего характера заместителям руководителей учреждений рекомендуется устанавливать с учётом достижения целевых показателей эффективности их работы.

изображениеОпределено, что региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вводить оплату труда на основе должностных окладов вместо ставок заработной платы работникам, нормирование труда которых осуществляется с учетом норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, а также устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в профессиональную квалификационную группу должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.

В Рекомендациях обращено внимание на необходимость формирования в положениях об оплате труда, разрабатываемых в учреждении, условий оплаты труда, которые свойственны только работникам данного учреждения, а также на обязательность установления в них по всем имеющимся в штате учреждения должностям работников фиксированных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп). При этом минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, предусматриваемые в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, рекомендуется использовать лишь в качестве ориентиров для установления учреждениями конкретных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников учреждения.

Региональным и муниципальным органам власти и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2016 году рекомендовано не допускать снижения уровня заработной платы, осуществлять перераспределение средств, предназначенных на оплату труда с таким расчётом чтобы размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в образовательных организациях высшего образования составляли не ниже 70 процентов, а в остальных образовательных организациях — не ниже 60 процентов; определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601.

Выплаты стимулирующего характера (выплаты по результатам труда). Вопрос осуществления выплат данного характера всегда вызывает бурное обсуждение в педагогических коллективах. Какие принципы должны быть учтены? В документе указывается, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.

Разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом следующих принципов:

а) объективность — размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда;

б) предсказуемость — работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда;

в) адекватность — вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда;

г) своевременность — вознаграждение должно следовать за достижением результатов;

д) прозрачность — правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.

С учётом данных принципов при разработке критериев необходимо опираться на особенности конкретной образовательной организации, специфике её работы, при этом необходимо ориентироваться на достижение определённых показателей, которые заложены в программе развития образования региона, муниципалитета, в образовательной программе организации. Не приемлемо использовать в качестве критериев для выплат стимулирующего характера показатели, которые утратили свою актуальность. В связи с этим, считаем целесообразным осуществлять пересмотр данных критериев под современные требования. Безусловно, в любой образовательной организации свои правила и принципы, но они должны быть прозрачны и понятны всем.

В Рекомендациях отмечено, что при заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении № 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, и рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении «эффективного контракта», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. № 167н.

В случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени, право на его изменение возникает в следующие сроки:

  • при увеличении стажа непрерывной работы, педагогической работы, выслуги лет — со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на соответствующие выплаты;
  • при получении образования или восстановлении документов об образовании — со дня представления соответствующего документа;
  • при установлении или присвоении квалификационной категории — со дня вынесения решения аттестационной комиссией;
  • при присвоении почетного звания, награждения ведомственными знаками отличия — со дня присвоения, награждения;
  • при присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук — со дня принятия Минобрнауки РФ решения о выдаче диплома.

изображениеОтдельного внимания требует вопрос изменения должностных окладов работников в связи с реорганизацией образовательных учреждений. Как и в 2015 году, в Рекомендациях на 2016 год указано, что нельзя «допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда». Таким образом, в документе указано на недопустимость снижения размера должностных окладов, достигнутых в реорганизуемых образовательных организациях. При этом нужно понимать, что речь идёт о должностных окладах, а не о всей заработной плате: «заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации». Руководителям реорганизуемых организаций об этом нужно подумать заранее.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 28

  • фото
    Марина Николаевна 08 июня 2016

    Александр Сергеевич , здравствуйте. В 1991 году я была награждена медалью "За строительство Байкало-Амурской магистрали", имею ли право на установления коэффициента в размере 0,40 согласно Постановления Совета Министров Республики Крым №658, с учетом внесенных изменений 234 Постановлением от 31.05.2016 года . В примечании 234 постановлении отмечено что награда должна быть ведомственной, как это понимать. Работаю в образовательном учреждении. Заранее благодарна.

    • фото
      Александр Звягин 08 июня 2016

      Марина Николаевна, ведомственной наградой Министерства образования данная медаль не является!

  • фото
    Наталья 28 сентября 2016

    Добрый день Александр Сергеевич. Обращается к Вам Наталья. Я работаю в казенном общеобразовательном учреждении "Школа-гимназия " Республики Крым заместителем директора по АХР. В 2014 году бала награждена благодарственным письмом Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации за подписью Председателя ЦИК Российской Федерации В.Е.Чуровым. Имею ли я право на установление коэффициента за ведомственную награду.
    Заранее благодарна.

    • фото
      Александр Звягин 28 сентября 2016

      Наталья, данная грамота не является ведомственной наградой Министерства образования РФ.

  • фото
    Ольга 14 ноября 2016

    Александр Сергеевич, здравствуйте! Вопрос: преподаватель по классу скрипки со средним профильным специальным образованием окончила ВУЗ по специальности "Менеджер социокультурной деятельности" и претендует как педагог с высшим образованием на ставку повыше, которая предусматривает высшее образование. Директор музыкальной школы отказал, ссылаясь, что менеджер не относится к педагогической деятельности. Кто прав? Заранее спасибо.

    • фото
      Александр Звягин 14 ноября 2016

      Ольга, Вы сами можете ответить на этот вопрос, если Вы знаете на какую должность претендует человек. Открываем единым квалификационный справочник должностей и смотрим требования.

  • фото
    Ольга 14 ноября 2016

    Здравствуйте! Проконсультируйте, пожалуйста, по следующему вопросу. Руководитель учреждения дополнительного образования на 0,06 ставки является педагогом. Имеются ли правовые основания к ежемесячной доплате к заработной плате такому работнику, как имеющему гос.награду, если правовым актом субъекта РФ такая доплата предусмотрена именно преподавателям? Или доплата должна быть рассчитана не 100% выражении, а пропорциональна занимаемой ставке?

    • фото
      Александр Звягин 14 ноября 2016

      Ольга, тут необходимо смотреть нормативный документ, которым установлена данная доплата. Как прописано в документе? Есть доплаты, которые устанавливаются по занимаемой должности и выплачиваются фиксировано, т.е. не имеет значения нагрузка (объём от ставки) человека. Есть доплаты, которые устанавливаются и выплачиваются только в том случае, если человек занимает должность и его нагрузка составляет не менее 1 ставки. В связи с этим ответить на данный вопрос не могу, если не буду понимать каким документом установлена та или иная доплата.

  • фото
    Алена 25 ноября 2016

    Здравствуйте! Подскажите, как изменится и будет исчисляться зарплата директора школы: сейчас она зависит от средней заработной платы учителей за предыдущий год, а с января 2017 будет зависеть от МРОТ?

    • фото
      Александр Звягин 26 ноября 2016

      Алёна, на данный момент сказать этого не возможно, т.к. никаких нормативных актов (кроме слухов) нет!

  • фото
    Ирина 05 декабря 2016

    Здравствуйте! Проконсультируйте, пожалуйста, по следующему вопросу. Учитель математики ( работала в школе) с высшей категорией после увольнения была принята на работу преподавателем математики в колледж. Сохраняется ли право на высшую категорию в колледже. И второй вопрос: преподаватель СПО имеет ученую степень- кандидат наук и ученое звание доцента , можно ли приравнять его к преподавателям с высшей категорией или доплата производится как преподавателю без категории. Заранее благодарна за ответ. Регион Республика Крым.

    • фото
      Александр Звягин 05 декабря 2016

      Ирина, а Вы приняты в колледж на должность "учитель"? Если да, то сохраняется, но боюсь, что в трудовой книжке у Вас сделана другая запись! Наличие учёной степени и (или) учёного звания не даёт оснований для автоматического присвоения квалификационной категории или оплаты труда аналогично высшей квалификационной категории. С порядком аттестации Вы можете познакомиться в документе http://edusev.ru/uploads/region/consultation/consulting_docs/p_minobr_276.pdf

  • фото
    Ирина 05 декабря 2016

    Спасибо за ответ. Учитель и преподаватель - это разные должности . И категория присваивается на должность , а не на преподаваемый предмет. А за доцента обидно. Получается у него доплата как специалиста без категории всего 310 руб.

    • фото
      Александр Звягин 06 декабря 2016

      Ирина, поэтому и спросил на какую именно должность Вы приняты. Да, обидно, но тут мы с Вами ничего изменить не сможем. Отвечаю только по нормативной базе.

  • фото
    Ирина 06 декабря 2016

    Александр Сергеевич , добрый день. Пункт 2. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории. Что означает фраза за исключением педработников из числа профессорско-преподавательского состава. Как определить размер оклада .

    • фото
      Александр Звягин 06 декабря 2016

      Ирина, для этой категории работников установлен свой порядок аттестации. Размер оклада Вы сами не определите. Он устанавливается либо региональными властями, либо Учредителем, либо самой образовательной организацией.

  • фото
    Ольга 10 декабря 2016

    Александр Сергеевич, здравствуйте! Оклад воспитателя детского сада зависит, в первую очередь, от МРОТ в соответствии с краевой методикой начисления заработной платы и районной. Администрация района без предупреждения за 2 месяца внесла изменения в районную методику, зафиксировав конкретное число (МРОТ до повышения в июле нынешнего года), на которое начисляются коэффициенты, мотивируя тем, что МРОТ постоянно повышается, и денег на оплату воспитателям не хватает. Имели на это право или нет сотрудники администрации?

    • фото
      Александр Звягин 10 декабря 2016

      Ольга, тяжело понять Ваш вопрос. Уточним - базовый оклад стал меньше? Что изменила администрация Вашей организации?

  • фото
    Ольга 10 декабря 2016

    Ранее зарплата начислялась по формуле: МРОТ умноженный на коэффициенты, т.е. при повышении МРОТ увеличивалась заработная плата. Теперь установили конкретное число без районного коэффициента, на которое будут накручиваться различные коэффициенты, в том числе и районный. Теперь заработная плата не будет меняться, каким бы ни был МРОТ.

    • фото
      Александр Звягин 10 декабря 2016

      Ольга, в этом нарушения нет, если заработная плата не стала меньше! Изменить систему оплаты труда могут, если на то есть основания. Главное для работника - не уменьшение заработной платы за выполняемый объём работы, который не уменьшился.

  • фото
    Ольга 10 декабря 2016

    Но ведь воспитателей не предупредили заранее за 2 месяца, что изменятся условия оплаты труда.

    • фото
      Александр Звягин 10 декабря 2016

      Ольга, в чём изменились условия?

  • фото
    Ольга 10 декабря 2016

    Когда повысили МРОТ, у воспитателей зарплата не повысилась, а они об этом не знали.

    • фото
      Александр Звягин 10 декабря 2016

      Ольга, Вы пишите, что администрация района изменила условия расчёта два месяца назад! Так получается проблема в том, что администрация Вашей организации Вас не уведомила, а администрация района этого делать и не должна!

  • фото
    Ольга 10 декабря 2016

    Правильно ли я Вас поняла, что районная методика распределения заработной платы, основанная на краевой, может быть изменена и иметь с ней расхождения. Методика учреждения должна была быть изменена в соответствии с районной на основании этих изменений.И если администрация района вносит изменения, то администрация учреждения автоматически предупреждает об этом сотрудников?

    • фото
      Александр Звягин 10 декабря 2016

      Ольга, Вы совершенно верно говорите! Учредитель может вносить изменения, если он (как главный распорядитель бюджетных средств) принял такое решение. Вариантов здесь много: Учредитель может по нормативу всё отдать организациям в виде субсидии и вообще не регулировать эти вопросы, может (как в Вашем случае) регулировать оплату труда, разрабатывая типовые Положения или закладывая в свои распорядительные акты определённые требования. По закону администрация района должна была уведомить организации, что будут изменения, а Ваш работодатель в свою очередь - уведомить Вас.

  • фото
    Еленс 04 сентября 2017

    Александр Сергеевич, здравствуйте! Скажите пожалуйста, может ли быть правомерным такое Положение об оплате труда, что все надбавки накручиваются от базового оклада, на какую бы ставку человек не работал ( по совместительству). Я получаю на руки за 1 ставку работы 14700 рублей. С учетом отработанного времени 126 часов в месяц. Грубо говоря, мой рабочий один день составляет порядка 700 рублей. Принимают человека на 0.2 ставки и за 25 часов в месяц!!! он будет получать 6100 рублей. Т.е. один день (а он должен отработать 4дня в месяц, а я 21) составляет порядка 1600 рублей. Я конечно не специалист, но мне кажется, что это бред. Причем все доплаты у нас одинаковые. Но он по совместительству. Такое возможно?

    • фото
      Александр Звягин 04 сентября 2017

      Елена, здесь нет никаких нарушений. Стимулирующие выплаты, как правило, выплачиваются за результат работы, а не за количество. Кроме того - смотрите Положение в Вашей конкретной организации, т.к. на федеральном уровне стимулирующие выплаты не регулируются законодательно.