Приём в образовательную организацию. Вопросы регистрации

Вопросы регистрации гражданина (лица без гражданства) при зачислении в образовательную организацию продолжают оставаться актуальными и по сей день. В данной публикации ответим на все вопросы, поставив окончательную точку!

Вопросы порядка приёма детей в дошкольные образовательные организации, а также в организации начального общего, основного общего и среднего общего образования в линии консультации «Правовое обеспечение» подробно рассматривались (публикации от 15 февраля 2014 г. и 15 марта 2014 г.). В текущем выпуске рассматриваем только один вопрос — вопрос регистрации.

Напомним, что приём в образовательную организацию регулируется на федеральном уровне следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 55. Общие требования к приёму на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность);
  • Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 № 32220);
  • Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2014 № 31800).

Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации направил письмо от 13 декабря 2016 г. № 08–2715 «О порядке приёма в общеобразовательные организации», в котором сказано, что в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон) регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

?

Законодательство в сфере регистрационного учёта граждан в Российской Федерации не закрепляет определенного приоритета регистрации по месту жительства перед регистрацией по месту пребывания. Предоставление приоритетных прав детям, зарегистрированным по месту жительства на закреплённой за образовательной организацией территории, при приёме в данную образовательную организацию, перед детьми, зарегистрированными на соответствующей территории по месту пребывания, недопустимо.

Порядком приёма граждан на обучение по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2014 г., регистрационный № 31800), установлены общие правила подачи заявления и иных документов, предъявляемых для приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Предъявление поименованных в Порядке документов, в том числе свидетельства о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на закреплённой территории или документа, содержащего сведения о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории, имеет своей целью определение круга детей для зачисления в первый класс, проживающих на территории, за которой закреплена образовательная организация, в период с 1 февраля по 30 июня.

Таким образом, предъявление документов, подтверждающих проживание на закреплённой территории, является необходимой организационной мерой, направленной на обеспечение территориальной доступности соответствующих образовательных организаций для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня.

изображение

Кроме того, сообщаем, что анализ обращений граждан, поступающих в адрес Минобрнауки России, даёт основания полагать, что основной причиной проблем по приёму граждан в общеобразовательные организации является нерациональное закрепление общеобразовательных организаций, в том числе реализующих общеобразовательные программы повышенного уровня, за территориями муниципальных районов или городских округов.

Так, в отдельных населенных пунктах все общеобразовательные организации муниципального или городского округа закреплены за всей территорией муниципального района или городского округа, без учёта разделения на микрорайоны. Либо образовательная организация, реализующая общеобразовательные программы повышенного уровня, является единственной образовательной организацией, закреплённой за территорией конкретного микрорайона, что не обеспечивает права выбора образовательной программы для детей, не имеющих потребности изучения программ углубленного уровня, и не даёт возможности получить образование по программам повышенного уровня детям, проживающим на территории других микрорайонов.

В связи с тем, что закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, а также учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования (часть 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») и не является предметом регулирования Порядка, Минобрнауки России рекомендует обратить внимание на необходимость рационального закрепления муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципальных районов, городских округов с учётом интересов участников образовательных отношений, проживающих на этих территориях.

Таким образом, Министерство образования и науки Российской Федерации однозначно указывает в своём письме:

  1. Регистрация по месту жительства не имеет приоритета перед регистрацией по месту пребывания, т. е. руководитель образовательной организации должен при приёме документов на зачисление в приоритетном порядке ребёнка в образовательную организацию проверять лишь наличие регистрации по месту жительства/ месту пребывания, не отдавая никаких предпочтений в пользу одной из них.
  2. Ребёнок обязательно должен быть зарегистрирован на закреплённой за образовательной организацией территории. Не важно какая это регистрация: по месту жительства или по месту пребывания!

Рассмотрим на конкретных мерах.

pen

Пример 1. За школой № Х закреплен дом по адресу: город N, ул. Менделеева, д.8. В данном доме проживает Петя, который в этом году пойдёт в школу в первый класс. Петя имеет постоянную регистрацию в городе N, ул. Менделеева, д.8, т. е. регистрация по месту жительства. Петя обладает преимущественным правом на зачисление в данную школу.

Пример 2. За школой № Х закреплен дом по адресу: город N, ул. Менделеева, д.8. В данном доме проживает Петя, который в этом году пойдёт в школу в первый класс. Петя имеет постоянную регистрацию в другом городе или в этом же городе N, но на территории, которая не закреплена за школой № Х, но родители Пети получили регистрацию на ребёнка по месту пребывания в городе N, ул. Менделеева, д.8. Петя обладает преимущественным правом на зачисление в данную школу.

Пример 3. За школой № Х закреплен дом по адресу: город N, ул. Менделеева, д.8. В данном доме проживает Петя, который в этом году пойдёт в школу в первый класс. Петя имеет постоянную регистрацию в другом городе или в этом же городе N, но на территории, которая не закреплена за школой № Х. Родители Пети не получили регистрацию на ребёнка по месту пребывания в городе N, ул. Менделеева, д.8. Петя не обладает преимущественным правом на зачисление в данную школу.

Пример 4. За школой № Х закреплен дом по адресу: город N, ул. Менделеева, д.8. В данном доме проживает Петя и Вася, которые в этом году пойдут в школу в первый класс. Петя имеет постоянную регистрацию в городе N, ул. Менделеева, д.8., Вася — постоянную регистрацию в другом городе или в этом же городе N, но на территории, которая не закреплена за школой № Х, но родители Васи получили регистрацию на ребёнка по месту пребывания в городе N, ул. Менделеева, д.8. Петя и Вася имеют равные преимущественные права на зачисление в данную школу.

Правила приёма в образовательные организации должны обеспечивать приём в образовательную организацию всех граждан, имеющих право на получение дошкольного образования. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные организации должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (пункт 4 Приказа Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293).

Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (пункт 4 Приказа Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32).

Таким образом, анализируя указанные документы, делаем общий вывод: для зачисления в дошкольную образовательную организацию, а также в организацию начального общего, основного общего и среднего общего образования в обязательном порядке необходима регистрация на территории, которая закреплена за образовательной организацией, в которую планируем зачислить ребёнка.

изображение

Без регистрации на территории, которая закреплена за образовательной организацией, можно претендовать на зачисление ребёнка в образовательную организацию (не важно какого уровня образования) только лишь при наличии свободных мест! Именно наличие свободных мест становится единственным ограничителем в таком случае.

В приёме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Соблюдаются ли в таком случае гарантии на образование в Российской Федерации независимо от места жительства и других обстоятельств (статья 43 Конституции Российской Федерации и статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)? Очень много жалоб, судебных дел возникает именно по причине того, что многие считают — наличие регистрации как приоритетного права на зачисление является нарушением Конституционных гарантий на образование. В данном вопросе Верховный Суд Российской Федерации даёт в своём решении однозначный ответ — нет, конституционное право на образование в данном случае не нарушается (Решение Верховного Суда РФ от 15 июня 2017 г. № АКПИ17-265). Руководителям образовательных организаций рекомендую внимательно ознакомиться с данным документом. Рассмотрим основные выдержки из решения, которые важно знать.

  1. Каждый имеет право на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (части 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации). Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с частью 8 статьи 55 названного федерального закона порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
  2. Обеспечение права каждого на образование, включая его общедоступность и бесплатность, в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства. Так, в соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приём на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с этим федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приёме на обучение.

Такое преимущественное право для зачисления в дошкольную образовательную организацию, а также в организацию начального общего, основного общего и среднего общего образования появляется у гражданина, в случае наличия регистрации на территории, которая закреплена за данной образовательной организацией.

?

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации не считает нарушением конституционных гарантий на образование требование о наличии регистрации при преимущественном зачислении ребёнка в образовательную организацию.

Обращаем внимание, что речь идёт именно о преимущественном праве. При наличии свободных мест в образовательной организации и предоставлении всех необходимых документов, ребёнок может быть зачислен в образовательную организацию на вакантные места.

Где можно получить информацию о наличии вакантных мест для приёма (перевода) в образовательной организации?

  • Дошкольные образовательные организации комплектуются государственными (муниципальными) органами управления в сфере образования, т. е. распределением детей в дошкольные организации занимаются местные органы власти, а не заведующая детским садом (иным руководителем образовательном организации, реализующей дошкольные образовательные программы)! На сайте дошкольной образовательной организации искать информацию о наличии свободных мест бессмысленно (её там не должно быть). Важно, что руководитель дошкольной ОО не владеет информацией о наличии свободных мест в группах, так как «путёвку» в детский сад даёт управление образования. В любой момент на такое «свободное» место может быть направлен ребёнок (или «путёвка» дана, но родители ещё не дошли до детского сада). На сайте организации можно лишь ознакомиться с Порядком (административным регламентом) зачисления детей в дошкольные организации в конкретном муниципальном образовании, ссылками на информационные системы по зачислению детей в дошкольные образовательные организации.
  • Образовательные организации начального общего, основного общего, среднего общего образования в обязательном порядке размещают на своём официальном сайте информацию о наличии/отсутствию свободных мест для приёма (перевода). Размещение данной информации на официальном сайте предписано федеральным законодательством.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 9

  • фото
    Ася Викторовна 02 ноября 2017

    Уважаемый Александр Сергеевич! Помогите разобраться в вопросах внутреннего перевода в ОУ СПО. Порядок перевода (Пр. МОН РФ № 124 от 10.02.2017 г.) регулирует вопросы перевода между ОУ СПО. Если на 1 курс поступил выпускник 11 класса(не получивший аттестат и предоставивший аттестат за 9 классов) или школьник, окончивший 10 классов, далее предоставивший справку из школы (с указанием оценок по предметам, к-ва часов) и ходатайство о переводе на 2 курс по той же или другой профессии с предоставлением возможности обучения по индивидуальному плану- правомочен ли такой перевод? Есть ли документы, запрещающие такую процедуру? Спасибо.

    • фото
      Александр Звягин 03 ноября 2017

      Данный вопрос не входит в круг моих профессиональных интересов, поэтому компетентный ответ дать не могу.

  • фото
    Светлана 08 ноября 2017

    Добрый день Александр Сергеевич. Подскажите пожалуйста : обучение по семейной форме в школе моск. обл. Переходим в московскую школу семейная форма сохраняется. Как вести себя с управлением образования. Нужно сниматься с учета в области и и ставить на учет в Москве. Или достаточно уведомить УО один раз по месту жительства. С уважением Светлана

    • фото
      Александр Звягин 08 ноября 2017

      Светлана, уведомлять обязательно, так как отношения с организацией в Московской области у Вас завершились.

  • фото
    Светлана 08 ноября 2017

    Спасибо за ответ. Но в продолжение темы - я все равно обязана уведомить УО о семейной форме обучения. А согласно Закону об образовании часть 5 статьи 63 Федерального закона это происходит по месту жительства. А живу я в М.О. Т е опять их же и уведомлять?

    • фото
      Александр Звягин 08 ноября 2017

      А Вы не собираетесь делать регистрацию в Москве?

  • фото
    Светлана 08 ноября 2017

    Нет. у меня прописка в Московской области

  • фото
    Светлана 08 ноября 2017

    Здесь проблема вот в чем. В промежуточных аттестациях . Сын при переходе на семейную форму был отчислен из областной школы , и в нее же был зачислен как экстерн для сдачи ПА. Был подписан договор и составлен график сдачи ПА. Далее принято решение о переходе в Московскую школу. Областная школа желает отчислить из своих рядов данного экстерна. Иначе он должен сдавать ПА у нее.

    • фото
      Александр Звягин 08 ноября 2017

      Совершенно верно! Вопрос в другом - как Вы без регистрации хотите прикрепиться к образовательной организации в Москве?