Как изменится профессиональная подготовка в ближайшие десятилетия

Чтобы стать востребованным специалистом в эру высоких технологий и автоматизации, требуются новые навыки и умения. Что это за навыки и почему об их развитии нужно думать уже сейчас? Например, в Египте 56% выпускников вузов оказываются не способны найти работу из-за того, что экономика этой страны не подстроена под такое количество работников с высшим образованием. У нас же и на Западе иные тенденции — как они влияют на профессиональную подготовку?

Новые навыки заменяют профессии

В последние годы на рынке труда сложились две тенденции:

  • работники зачисляются не по той специальности или даже профессии, которые получены в вузе;
  • на работы, не требующие высшего образования, зачисляются лица с дипломами вузов.

Это сигнализирует о том, что система образования и индустрия изменились, а точнее — первое не соответствуют друг другу. Изменился и подход к профессиям и профессионализму.

Традиционная система образования в её современном виде сформировалась в ответ на индустриализацию, когда стали появляться крупные промышленные предприятия, требующие большого количества рабочих, которые изо дня в день приходили бы на свои рабочие места с узкими операциями и хорошо описанными технологиями. Ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и счет. В нашу эпоху, а особенно при приближении технологической революции акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу.

А некоторые эксперты вообще утверждают, что само понятие «профессия» в будущем кардинально преобразится или даже отомрет. Произойдет это потому, что важным будет не типовой набор навыков, которым ты обладаешь, а способность каждый раз, под конкретную задачу, «пересобирать» эти навыки и конструировать новые. По сути, речь идёт о проектном подходе, который станет преобладающим.

Мировые лидеры технологических индустрий — Microsoft, Cisco, Apple и Intel знают это лучше других, поэтому инициировали новую систему образования. Начав с создания образа навыков XXI века, исследователи выяснили, что в технологическую эпоху будут востребованы:

  • навыки критического мышления;
  • проактивность;
  • навык создания новых навыков и получения знаний;
  • способность решать сложные задачи;
  • умение взаимодействовать с другими участниками проекта.

Последние два навыка объединяются в один комплексный — навык коллективного решения сложных задач. А поскольку он — в основе командной работы, то построение эффективной команды становится главной заботой руководителя, а не применение власти как прежде.

Проектный и задачный подходы действительно начинают потихоньку вытеснять традиционные методы обучения, которое превращается в «обучение обучению». До сих пор система образования поощряла учащихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний. Поэтому учители из передатчиков знаний превратятся в тьютеров, коучей и педагогов-организаторов. Подходы к преподаванию, соответственно, тоже будут меняться — сегодня благодаря Интернету и информационным технологиям учащиеся обладают гораздо большими познаниями в некоторых сферах, чем их преподаватели. К тому же те знания, которые можно почерпнуть в Интернете, уже используется как профессиональные.

Например, в США сейчас около 80% личных судебных тяжб люди ведут сами, не нанимая для этого адвокатов, которые бы представляли их интересы. Оказалось, что люди способны судиться самостоятельно — они просто ищут похожие судебные дела в Интернете, сами собирают информацию и в услугах юриста уже не нуждаются.

Изменение рынка труда и образование

В середине прошлого века произошло два крупных, в сущности — революционных сдвига. Первый ознаменован созданием портативного компьютера. Вторая революция связана с изобретением оральных контрацептивов.

Развитие компьютерных технологий навсегда изменило то, как мы работаем. Благодаря этому изменились не только средства труда, но и структура профессий, да и способ нашего мышления. А вот разработка таблеток-контрацептивов изменила структуру рабочей силы:

  • доля женщин в общей массе занятого населения приблизилась к 50%, в то время как в эпоху индустриализации она составляла гораздо меньшую долю;
  • в ряде развитых стран замедлился прирост населения, и как следствие — сокращается число рабочих рук.

Таким образом, одновременно происходят два процесса: количество видов деятельности, требующих от человека ручного труда, сокращается благодаря автоматизации производства, а количество людей, включенных в производство, сокращается, а доля женщин в индустрии увеличивается. С другой стороны, рост экономики уже обходится без дополнительного притока рабочей силы и основан он не на индустриальных, а на информационных технологиях.

А технологии развиваются с поразительной скоростью — дошкольники часто обращаются с планшетами и компьютерами лучше, чем их родители. Известен случай в Америке, когда девочка-пятиклассница написала приложение для Айфона, чтобы научить свою младшую сестру различать животных, и это приложение стало настолько популярным, что девочку пригласили на работу в Силиконовую долину.

Но эти процессы приводят и к образовательным проблемам: не все проявляют способности к обучению новым навыкам. И тут нужны новые подходы.

Так, недавно Илон Маск создал собственную школу для собственных детей, в которой учатся также дети некоторых сотрудников его компании SpaceX. Особенность школы — в ином подходе к обучению. Там нет ни первого, ни второго, ни пятого классов. Все дети проходят обучение одновременно. Маск утверждает, что мотивация и интерес школьников гораздо важнее их возраста, поэтому и обучение нужно проводить с учётом их возможностей и отношения к предметам.

Возникает вопрос: а что делать с теми учащимися, которых готовили к ручному труду, с теми, кто выучился на исчезающие ныне профессии?

Разумеется, этого опасаться не следует еще лет тридцать:

  • ручной труд не исчезнет, роботизация и автоматизация производства в нашей стране развивается на так быстро и не так тотально, чтобы высвободить ручной труд;
  • существует значительное число областей, где ручной труд будет востребован во все времена или в некоторых областях он исчезает или видоизменяется медленнее, чем в других;
  • предметное обучение и прикладные профессии для некоторых сфер деятельности не исчезнут совсем.

Предпринимательство как профессия

Традиционно считается, что основной навык предпринимательской деятельности — способность находить новые идеи и превращать их в бизнесы. Это так, но есть и новости. Предпринимательство становится профессией.

С ростом значения малого и среднего бизнеса в экономике, растет роль предпринимательских навыков. На Всемирном экономическом форуме, который состоялся в Абу Даби в прошлом году, предпринимательские способности были названы в числе основных характеристик, которые необходимо развивать в современном мире, и форум разработал три списка:

  • список грамотностей (базовая грамотность, умение считать, научная и культурная грамотность);
  • список компетенций (умение решать задачи и проблемы, творческий подход и тому подобное);
  • список необходимых качеств (любознательность, предпринимательские способности, способность к коллективной работе и так далее).

В начале позапрошлого года The Economist опубликовал результаты исследования 19 бизнес-секторов в 26-и странах мира, и предпринимательское мышление было названо в числе важнейших навыков современного человека.

Некоторые исследователи говорят также, что критическое мышление, любознательность и творческий подход — это и есть навыки, составляющие основу предпринимательства.

Традиционно не забывают об умении принятия рисков, которое, бесспорно, является одной из ключевых составляющих предпринимательства. И этому можно и надо учить, то есть превращать в профессиональный навык.

Такова сегодняшняя реальность и именно в этой реальности стране необходимы кадры, способные совершить окончательный сдвиг от конвейерного производства к постиндустриальной модели работы. Предпринимательская способность — умение находить новые идеи и превращать их в бизнесы — становится одной из основных характеристик человека, которые необходимо развивать в современном мире.

Эксперты отмечают, что уже через 5–6 лет западный мир ожидает внедрения новых подходов и методов к преподаванию навыков XXI века. А сколько лет понадобится нам — пока таких прогнозов никто не дает, но ситуация непредсказуема и может быстро измениться.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0