О детском воровстве

Сразу же придется признать, что люди не рождаются со сформированными моральными принципами и нормами, с представлениями о том, каких правил поведения нужно придерживаться в тех или иных ситуациях. Зато рождаются с самыми разными потребностями, интересом к окружающему миру и сильными желаниями эти потребности и интерес удовлетворять. Следовательно, в жизни каждого ребенка можно увидеть период, когда он поступает преимущественно так, как диктуют его желания, и когда моральные ограничения, упорно внушаемые родителями и воспитателями, еще не настолько сильны, чтобы предотвращать нежелательные поступки. У разных детей этот период может продолжаться разное время, но чаще всего заканчивается к 9–11 годам. Если же все-таки случаи воровства продолжаются и в более старшем возрасте, или если в любом возрасте они происходят часто, упорно, потребуются очень серьезные усилия по перевоспитанию этого поведения. Не надейтесь, что все решится само. В таком случае лучше прибегнуть к помощи опытного специалиста — психолога, детского психотерапевта или психоневролога.

Случаи воровства могут случаться дома (у ребенка или его друзей), в детском саду или в школе. По статистике, кражи составляют около 60% от всех школьных происшествий. 10% приходится на вымогательство, остальные 30% — на драки. Среди украденных вещей лидируют мобильные телефоны, на втором месте — школьные принадлежности, на третьем — предметы одежды.

Почему дети берут чужие вещи без спроса? Психологи указывают на целый ряд возможных причин.

  • Возможно, в семье произошли серьезные изменения — переезд, появление братика или сестры, развод и т. п., — из-за которых ребенок стал получать меньше внимания. Либо родители просто очень заняты своими делами и уделяют совсем мало времени сыну или дочери. Воровство может быть способом, позволяющим ему(ей) вернуть внимание к себе хотя бы на какое-то время.
  • Может быть темпераменту ребенка свойственна импульсивность, и он не может проявить терпение, когда желания обуревают его. Такое стремление получать желаемое немедленно может проявляться в самых разных случаях и доставлять немало беспокойства взрослым. Воровство, как раз, может быть следствием импульсивного желания получить что-то немедленно.
  • Может быть в семье нет достаточно строгих правил относительно собственности. Можно свободно пользоваться всем, что есть в доступе, не затрудняя себя предупреждением других или просьбами воспользоваться их вещами. Ребенок просто считает, что вести себя таким образом нормально.
  • Возможно, у ребенка пока не сформированы понятия собственности, честности, необходимость спрашивать разрешения.
  • Может быть ребенок пока не умеет сопереживать, сочувствовать другим, поэтому не понимает, что, взяв чужую вещь, наносит огорчение, обиду ее хозяину.
  • Возможно, он сердится на кого-то или завидует ему, а воровство является попыткой отомстить.
  • Наконец, он может брать чужие вещи, чтобы понравиться другим ребятам, быть принятым в их компанию; либо компания может давить на ребенка, заставляя его совершать кражи.

Как правило, выявить причину поведения несложно, если некоторое время понаблюдать за ребенком, задать ему вопросы о том, что произошло. В результате станет понятно, в каких местах и в присутствии (или даже при участии) каких людей происходят случаи воровства, какие обстоятельства провоцируют ребенка.

Зная причины, побуждающие ребенка к такому поведению, можно решить, какие способы воспитания окажутся наиболее результативными. Специалисты предлагают следующее.

  • Подумайте, является ли ваш пример достаточно убедительным для ребенка. Некоторые наши собственные поступки могут значительно подрывать эффект от воспитательных бесед с ребенком. Например, бывает ли, что вы ездите в транспорте без билета? Приносите домой мелкие канцелярские принадлежности с работы? Производите какие-то действия с вещами других членов семьи, не спрашивая их разрешения? И др.
  • Если вы обнаружили дома чужую вещь, не спешите обвинять ребенка или, тем более, наказывать его. Постарайтесь спокойно разобраться, что происходит. Возможно он поменялся с кем-то из друзей. При этом, дети часто не разбираются в истинной стоимости вещей и вполне могут быть довольны далеко неравноценным обменом.
  • Обвинять ребенка, наказывать, и вообще, демонстрировать острую и бурную реакцию не стоит в любом случае, даже если ребенок действительно взял чужую вещь. Скандал проблемы не решит, а вот сын или дочь может начать обманывать, скрывать правду, чтобы в следующий раз избежать наказания. Поэтому лучшим вариантом будет не прямой вопрос: «Почему ты украл?», — а демонстрация вашей реакции и вашего отношения: «Никита, я очень огорчилась, когда нашла у тебя в столе плеер, ведь он не твой. Как он туда попал?» Если ребенок не ответит, можно спросить прямо: «Ты взял его у кого-то из ребят?»
  • Если вы знаете, что ребенок может взять дома деньги без спроса, не провоцируйте его, не оставляйте их на виду. В идеале — ребенок вообще не должен знать, где находится семейная копилка.
  • Объясните сыну (дочери), почему воровать плохо. Не читайте длинных нотаций. Достаточно будет ясных и кратких утверждений. Например: «Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, — очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Мы должны доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других, и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то взять».
  • С ребенком школьного возраста можно обсудить вероятные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом.
  • Детям любого возраста можно читать рассказы или сказки о честности, или ежедневно использовать подходящие воспитательные моменты. Можно разыграть или обсудить ситуации, в которых ребенок окажется на месте жертвы. Задать вопросы: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?», — или: «ты обнаружил, что из твоего кошелька (портфеля) украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?»

Вообще, воспитательную работу нужно вести постоянно и систематически, чтобы правило «не укради» стало неотъемлемой частью жизни ребенка.

  • В то же время, не нужно постоянно «мусолить» выявленные случаи воровства. Не надо пугать ребенка тем, что он станет вором и сядет в тюрьму. Тем самым вы можете вдолбить ему эту мысль, в результате чего у ребенка сформируются комплексы.
  • Целью всех воспитательных усилий должно стать четкое понимание ребенком того, почему воровать нельзя и что нужно делать, чтобы исправить возникшую ситуацию. Самый правильный способ исправления ситуации — извинение перед пострадавшим и возвращение украденной вещи. Не стоит устраивать публичных «разборок», достаточно будет, если вы организуете встречу детей наедине, где «обидчик» возвратит то, что он взял, и принесет извинения. В качестве компенсации ребенок может предложить другому некоторое время поиграть какой-то его игрушкой (не нужно заставлять, чтобы он отдал свою любимую игрушку).
  • Если приходится возвращать вещь в магазин, переговорите предварительно с продавцом или менеджером магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.
  • Если вы узнали, что на воровство вашего сына или дочь провоцирует компания ровесников, в которой они оказались, вам придется помочь ребенку найти других друзей. Например, это может быть запись в спортивную секцию, какой-то клуб или кружок, в котором ему (или ей) будет интересно.

Как видим, в жизни могут случаться самые разные ситуации, порой довольно неприятные. Однако всегда следует помнить, что большинство из них обратимы, главное — найти способы все психологически грамотно исправить.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0