Почему дети ведут себя плохо? Функциональная оценка поведения

Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, волнует родителей и педагогов, вероятно, с того самого времени, когда на Земле появились родители и педагоги. Во всяком случае, на одном из свитков, который был найден в ходе раскопок в Египте, и которому, по мнению археологов, четыре тысячи лет, ученые с удивлением обнаружили текст: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не далек». Похожие мысли приходили и в голову великого философа Сократа, жившего 400 лет до нашей эры: «Наша молодежь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами». Схожие переживания можно найти и у мыслителей новейшего времени.

Знают ли современные ученые, почему дети плохо себя ведут?

Для начала попробуем выяснить, а что, собственно, специалисты считают «плохим поведением».

Оказалось, найти определение словосочетания «плохое поведение» в специальной психологической и педагогической литературе не получится — слишком уж размыто это понятие.

Однако в прикладном анализе поведения можно найти критерии нежелательного, проблемного поведения. Таких критериев три: безопасность, влияние на учебу и влияние на социализацию ребенка. Если поведение опасно для самого ребенка или окружающих, мешает учебе самого ребенка или окружающих, создает трудности для социализации («вхождения в общество») ребенка или окружающих его детей, то такое поведение считается нежелательным, проблемным, нуждающимся в исправлении. Если же угрозы безопасности, учебе и социализации из-за поведения ребенка отсутствуют, то такое поведение признается приемлемым и не нуждающимся в коррекции.

Откуда же берется «нежелательное» поведение? Почему его нередко демонстрируют, казалось бы, вполне благополучные дети?

Ответ на эти вопросы может дать функциональная оценка поведения — метод сбора сведений о тех событиях, которые предваряют и поддерживают проблемное поведение.

Дело в том, что любое поведение человека функционально, то есть выполняет какую-то функцию, преследует какую-то цель. Функцией поведения может быть получение желаемого, привлечение внимания взрослого или сверстника, избегание неприятной ситуации или человека. Функциональная оценка поведения как раз и позволяет выявить функции (цели) нежелательного поведения, а значит, подобрать другое, альтернативное поведение, которое будет позволять достигать тех же целей, но уже социально приемлемым способом.

Кроме того, любое поведение человека предсказуемо. Анализ предшествующих проблемному поведению событий и его последствий позволяет довольно точно предсказывать, в каких случаях поведение начнется и будет ли повторяться в дальнейшем.

Наконец, поведение может быть изменено. Изменения в окружающей ребенка среде могут серьезно повлиять на его поведение. Можно организовать такие изменения, которые позволят значительно улучшить поведение.

Проводить функциональную оценку может родитель, один из педагогов или школьный психолог.

Начинается функциональная оценка с «рабочего определения» поведения, которое взрослые (педагог или родитель) по приведенным выше критериям считают нежелательным.

Рабочее определение — это четкое и ясное описание поведения (включая непосредственно предшествующее ему событие и ближайшие последствия) так, как его сняла бы видеокамера. Например: «Когда учитель поворачивается к доске, чтобы что-то на ней написать, Артем начинает раскачиваться на стуле. Поведение заканчивается, когда учитель поворачивается к классу и делает Артему замечание». Другой пример: «Когда ученики второго класса строятся перед тем, как идти в столовую, Коля начинает толкать других детей, если оказывается в конце строя. Поведение прекращается, когда учитель разрешает ему держать дверь». И еще один пример: «Когда мама говорит играющему на компьютере Мише, что пора садиться за уроки, Миша отвечает: „Не хочу!“ или „Отстань!“, — и продолжает играть. Поведение заканчивается, когда мама подходит к нему, берет его за руку и уводит за письменный стол делать уроки».

После того как рабочее определение поведения записано, необходимо собрать о нем побольше информации. Обычно, собрать информацию можно, поговорив с теми, кто видел соответствующее поведение ребенка (воспитатели, учителя, родители), а также самостоятельно понаблюдав за этим поведением.

Беседуя со взрослым, наблюдавшим проблемное поведение ребенка, нужно получить ответы на следующие вопросы.

  • В чем заключается проблемное поведение?
  • Как часто оно возникает?
  • Когда оно наиболее и наименее вероятно?
    • В определенные дни недели или в определенное время дня?
    • Во время или после взаимодействия с определенными людьми?
    •  Во время выполнения определенных видов деятельности или заданий?
    • На фоне каких-то физических особенностей окружающей среды (шум, теснота, холод, жар)?
    • На фоне особенностей распорядка дня (например, при изменениях в расписании или отмене каких-то мероприятий)?
    • При действии медицинских или физических факторов (чувство голода, жажды, недосыпания, прием медицинских препаратов или пропуск приема препаратов)?
  • Как долго длится каждый эпизод?
  • Насколько серьезно или опасно проблемное поведение?
  • Что обычно происходит после возникновения проблемного поведения (как реагирует учитель, родитель, другие дети)?
  • Какую выгоду может извлекать ребенок из проблемного поведения?
    • Привлечение внимания? Чьего внимания?
    • Избегание явно трудной или скучной деятельности?
    • Уклонение от взаимодействия с учителем?
    • Установление контроля над ситуацией?
    • Избегание чувства стыда перед сверстниками?
  • Что уже пробовали применить для изменения ситуаций, в которых возникает проблемное поведение? Каков был результат?
  • Существует ли допустимое поведение, благодаря которому проблемное поведение станет ребенку ненужным?

На этапе беседы может быть полезным заполнить таблицу:

изображение

В графу «Время», записывается время, когда произошло нежелательное поведение.

В графе «Вид деятельности» указывается, чем занимался ребенок, когда произошло проблемное поведение. Например, урок математики, перемена, прогулка, переход в столовую и др.

В графе «Проблемное поведение» коротко описывается, что ребенок сделал.

В графе «Вероятность проблемного поведения» обводится цифра, соответствующая тому, насколько вероятно поведение произойдет, когда ребенок занимается данным видом деятельности.

В графе «Присутствующие» отмечается, кто присутствует, когда происходит нежелательное поведение ребенка.

Анализ собранной информации позволяет сделать предположение о том, почему возникает проблемное поведение, какую функцию оно выполняет. Однако, если уверенности в том, что причины нежелательного поведения выявлены верно, нет, или предварительное интервью вообще не позволяет выдвинуть гипотезу о причинах поведения, потребуется провести наблюдение за поведением ребенка.

Во время наблюдения заполняется таблица, которую мы уже обсуждали в одной из предшествующих статей:

изображение

Дата Время начала/окончания поведения Место/Присутствуюшие ДО (А) (Что произошло непосредственно перед началом поведения?) ПОВЕДЕНИЕ (В) (Что именно ребенок делал?) ПОСЛЕ (C) (Что произошло после поведения?)

Несколько эпизодов проблемного поведения, записанные в таблицу, позволят определить, какие события «запускают» это поведение, какие последствия это поведение поддерживают, какую функцию оно выполняет (каких целей позволяет ребенку достигать).

Очевидно, вести урок и одновременно записывать данные в таблицу невозможно. Поэтому вести наблюдение и заполнять таблицу во время урока придется либо другому учителю, либо школьному психологу, либо родителю.

После того как причины проблемного поведения выявлены, появится возможность принять меры к тому, чтобы это поведение скорректировать. Сделать это можно одним из трех способов (или всеми тремя сразу).

  • Сделать так, чтобы необходимость в проблемном поведении отпала.
  • Помочь ребенку заменить проблемное поведение на другое — приемлемое, позволяющее достигать той же цели, что и проблемное.
  • Сделать проблемное поведение неэффективным, то есть не позволять ребенку получать желаемое с помощью проблемного поведения.

Необходимость в проблемном поведении отпадет, если удастся устранить или изменить события, предшествующие этому поведению (то, что указано в таблице в столбцах «Место/присутствующие» и «До»). Например, если ребенок демонстрирует нежелательное поведение, когда не высыпается, нужно начать укладывать его спать пораньше. Если ребенка отвлекают от занятий посторонние предметы, лежащие на столе, их нужно убрать. Если задание, которое выдается ребенку, слишком трудно для него, можно разбить это задание на более простые части или, на первых порах, давать подсказки. Если в классе гудит люминесцентная лампа, ее нужно заменить и так далее.

Если ребенок не умеет получать желаемое приемлемым способом, то есть не нарушая дисциплины, нужно научить его другому поведению, которое позволит получить то, что он хочет, приемлемым способом. Например, если ребенок в классе выкрикивает с места, можно не обращать внимания, когда он это делает, и поощрять, когда он поднимает руку. Если маленький ребенок отнимает игрушки у сверстников, можно не позволять ему это делать, но поощрять, если он попросит. Если курение помогает подростку находить темы для общения со сверстниками, обеспечивать себе приключения в жизни; можно научить его заводить знакомства и общаться без сигареты (например, на тренинге общения), а также находить приключения в спорте (туризм, биатлон, спортивные игры) или в культурных развлечениях (экскурсии, музеи, театры).

Наконец, игнорирование проблемного поведения (если оно, конечно, не опасно и не вредит самому ребенку и окружающим), поощрение приемлемого поведения сделает проблемное поведение неэффективным и позволит постепенно свести его на нет.

Таким образом, функциональная оценка поведения позволяет выявить причины проблемного поведения ребенка и научить его действовать одобряемым, социально приемлемым способом.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0